— Нынешняя политическая ситуация характеризуется непрекращающейся борьбой между демократическими устремлениями народа и репрессивным, клептократическим режимом. Властям вновь удалось удержаться, используя имеющуюся у них репрессивную машину для фальсификации выборов, и народ в ответ вновь вышел на улицы.
Ситуация напряженная, люди понимают, что Армения так развиваться не может, и что самое интересное, как только растаяли надежды, связанные с переменами, которые ожидались в связи с президентскими выборами, начался отток населения из страны. И взаимосвязь между этим резким увеличением эмиграции и политическими процессами ясно показывает, что люди, на самом деле, уезжают не из-за тяжелых социально-экономических условий, а из-за того, что не видят перспективы в своей стране, где можно достойно жить, найти справедливость, иметь независимую судебную систему. Они не видят политико-экономической системы, которая хотя бы в дальнейшем могла бы улучшить ситуацию в стране.
«Новости-Армения» - Однако, при всем вашем скепсисе и неверии в справедливые избирательные процессы, АНК не отказалась от участия в выборах в Совет старейшин Еревана, которые пройдут 5 мая?
Л. Зурабян - Никаких гарантий, что выборы не будут сфальсифицированы, нет. Более того, я уверен, что так и будет. Но констатация этого факта не означает, что мы должны умыть руки и не участвовать в выборах. Тем более, когда речь идет о таких выборах, где будет борьба за места в Совете старейшин Еревана. Эти выборы во многом похожи на парламентские, и даже несмотря на фальсификации, оппозиции все же удается получить несколько мест и использовать это для последующей борьбы. В президентских выборах, если нет шанса взять власть целиком, а такой возможности на прошедших президентских выборах не было из-за отсутствия консолидации политических сил вокруг одной фигуры, то лучше в них не участвовать.
«Новости-Армения» - Но нет ли у АНК сожаления о своем неучастии в президентских выборах с учетом результата Раффи Ованнисяна?
Л. Зурабян - Никакого сожаления быть не может, поскольку на самом деле мы после парламентских выборов строили политический процесс, направленный на создание сильной альтернативы действующему президенту. Нами была предпринята такая попытка. Мы провели консультации и с партией «Процветающая Армения», с АРФ Дашнакцутюн и с «Наследием», но, к сожалению, ничего не добились. А идти на выборы без сильного альтернативного полюса, означало бы полную гарантию того, что режим не только одержит победу, но и быстро подавит возможные послевыборные выступления.
«Новости-Армения» - Господин Зурабян, вы отметили наличие в стране сильного протестного настроения, свидетельством чего является почти 40% голосов, отданных Раффи Ованнисяну на прошедших в феврале президентских выборах. Но в таком случае, как вы объясните столь малочисленное количество участников митингов АНК 30 апреля и партии «Наследие» 1 мая?
Л. Зурабян - Я думаю нельзя сравнивать эти два митинга. В отличие от нашего митинга, где участвовали тысячи людей, на митинге Раффи Ованнисяна было не более двухсот человек. То есть меньше, чем у нас было в тот же день на митинге в административном районе Эребуни, в котором, кстати, не участвовал наш лидер Левон Тер-Петросян.
В условиях той политической апатии, которая в очередной раз наблюдается в Армении после фальсификации президентских выборов и подавления поствыборных выступлений народа, мы смогли собрать довольно внушительный митинг и организовать шествие по центральным улицам Еревана. Это означает, что мы реально на грани разрешения практически неподъемной задачи – активизации народа во время выборов в Совет старейшин после того, как его в очередной раз ввергли в полную апатию.
Ничего кроме борьбы в любой ситуации нам не остается, потому что если мы не сможем осуществить коренных изменений в Армении, в ближайшем будущем страна будет ввергнута в полосу полного застоя, эмиграции и разрушения государственных структур.
«Новости-Армения» - Как показывает практика, в Армении народ активизируется от выборов к выборам. Нынешние выборы как бы завершают избирательный цикл, начатый в мае прошлого года парламентскими выборами. До 2017 года крупных общереспубликанских выборов у нас не будет. В этом плане, какие развития ожидаются в оппозиционном поле?
Л. Зурабян - То, о чем вы сказали, касается практики до создания АНК. Весь феномен АНК заключается в том, что даже несмотря на отсутствие выборов, нам удалось сохранить массовое демократическое движение и проводить активно митинги, выводить десятки тысяч людей на улицы и площади Еревана. Вы же не станете отрицать, что, например, в 2011 году, то есть через три года после парламентских выборов и за год до очередных выборов, прошли самые крупные демонстрации, может быть, даже в истории Армении вообще, если мы вспомним март 2011 года. Настолько крупные, что нам удалось добиться под давлением народных масс освобождения всех политзаключенных, права проведения митингов на Площади Свободы, а также выполнения других требований.
Да, мы такая организация, мы можем даже в периоды «политического затишья», то есть в периоды между выборов, активизировать народ и проводить активные политические мероприятия, которые меняют политическую систему в Армении. Я надеюсь, что эту мощь мы сохраним и приумножим.
«Новости-Армения» - Некоторые эксперты говорят, что в оппозиционном поле сейчас идет борьба за лидерство между АНК и «Наследием», и что эти выборы покажут, кто является лидером в оппозиции. Согласны ли вы с этим?
Л. Зурабян – Целиком полагаться на результаты выборов нельзя, так как власти манипулируют ими, в том числе и с целью создания искаженной картины народной поддержки тех или иных политических сил.
Но есть один показатель, который позволяет это сделать – мобилизация народа на массовые политические мероприятия. Тут уже фальсификаций быть не может – люди или участвуют в них или нет. Я думаю, что с этой точки зрения ни одна политическая сила не может сравниться с АНК. Это показали и два дня митингов – 30 апреля АНК и 1 мая – партии «Наследия».
Борьбы между АНК и «Наследием» нет, так как народ своим участием в митингах показал, кто является лидером в течение последних пяти лет.
«Новости-Армения» - При этом есть также мнение, что после прошлогодних парламентских выборов сложился некий тандем в АНК – ППА. Как вы охарактеризуете сотрудничество двух партий? Некоторые бывшие члены АНК считают, что именно благодаря этому сотрудничеству ППА стала ведущей силой в оппозиционном поле.
Л. Зурабян - Одни и те же критики говорят противоречащие друг другу вещи. С одной стороны, они утверждают, что ППА является псевдооппозицией и что власти манипулируют партией с целью раскола оппозиционного поля. Однако те же самые критики утверждают, что мы своими усилиями создали оппозицию, которая сильнее АНК, и на самом деле ППА сейчас, вопреки нашему желанию, стала основным противником нынешней власти. Эти два подхода противоречат друг другу, однако, наших критиков это не смущает.
И это показывает, насколько мы были правы, когда в 2011 году начали этот процесс, когда мы говорили, что нужно сотрудничать с теми политическими силами, которые готовы оторваться от этого режима, перейти на сторону народа или, по крайней мере, оказывать хоть какое-то сопротивление беззаконию и политической монополии власти. Мы оказались правы, потому что та же самая ППА от выборов к выборам показывает все большую независимость от властей и противопоставляется ей. И таким образом, политические позиции режима постепенно ослабевают. Разве это не есть торжество провозглашенной нами политики? Я считаю так оно и есть.
«Новости-Армения» -Как развиваются отношения АНК с ППА сегодня? Можно ли ожидать создания какой-то структуры наподобие межпартийного штаба по борьбе с нарушениями на парламентских выборах 2012 года, куда вошли АНК, ППА и Дашнакцутюн?
Л. Зурабян – Надо обходиться без фиктивных структур. Создание этого штаба на прошлых выборах было, я бы сказал, больше показным, пропагандистским шагом с целью мобилизации избирателей. Сейчас мы на этот показной или пропагандистский шаг не пошли, но сотрудничество гораздо более глубокое. И мы сегодня с ППА и с Дашнакцутюн серьезно обсуждаем на всех уровнях стратегию противостояния возможным фальсификациям. Более того, мы сейчас заявили, что готовы создать поствыборную коалицию, чтобы пост мэра Еревана перешел от республиканцев к нашей народной коалиции. С теми же предложениями мы обратились к «Наследию», однако пока от них ответа нет.
«Новости-Армения» - Какие сейчас у партии АНК отношения с теми политическими силами, которые входили в движение АНК, но не вошли в состав новой партии?
Л. Зурабян - У нас прекрасные союзнические отношения с Народной партией Армении во главе со Степаном Демирчяном и Социал-демократической партией «Гнчакян», возглавляемой Людмилой Саркисян. Мы прекрасно взаимодействуем во всех аспектах политической жизни, включая также деятельность фракции АНК в парламенте. Я проблем не вижу.
«Новости-Армения» - А какие отношение с депутатами вашей фракции Николом Пашиняном и Грантом Багратяном?
Л-Зурабян - Сотрудничество с Грантом Багратяном и его партией “Свобода” вполне возможно. Что касается Никола Пашиняна, то он не представляет никакой политической силы и является депутатом, который проходил по нашему списку. Он гораздо менее склонен сотрудничать, но мы из этого, конечно, не будем делать трагедии. -0-
Читайте новости первыми и обсуждайте их — в нашем Telegram-канале