Армении удастся совмещать интересы разных стран в регионе в рамках программы ЕС «Восточное партнерство»

– Перспективы интересные по той простой причине, что программа довольно флексибильная, то есть в ней имеется возможность для того, чтобы учитывать интересы как стран Евросоюза, так и стран-партнеров, причем каждая из них может попробовать учитывать свою специфику.
Новости-Армения – Каковы те наиболее очевидные выгоды, которые Армения может извлечь из членства в этой программе как в плане экономики, так и политики?
А.Искандарян – Если говорить об Армении, то здесь присутствуют и политические, и экономические выгоды. Если говорить об экономической сфере, то это в условиях Армении – страны, которая в значительной степени находится в изоляции в силу географических и других причин, особенно важно. В частности, это соглашение о торговом благоприятствовании с Европой; развитие идеи ассоциативности, которая на самом деле еще не наполнена содержанием: нет такой программы в рамках «Восточного партнерства», но развивать идею ассоциативности можно в смысле доступа на европейский рынок товаров и услуг; облегчение визового режима. Это все имеет очень серьезное значение для Армении как символическое, так и не символическое.
Что касается политической сферы – это следующий этап ENP (программа ЕС «Новое европейское соседство») и продолжение программы европеизации политики в наших странах. В ENP входило 17 стран от Марокко до Грузии, в программу «Восточное партнерство» входят всего шесть стран из числа государств ENP (Азербайджан, Армения, Грузия, Молдавия, Белоруссия и Украина) – это европейские страны, т.е. государства, входящие в европейские организации – Совет Европы, ОБСЕ. Эти шесть стран имеют возможность углубить и продолжить свое вхождение в европейское политическое и экономическое пространство. Это касается демократизации, совершенствования выборных систем, свободы прессы, торговых преференций и так далее.
Это действительно важно и, в частности, для Армении, но с другой стороны, это можно сделать, а можно и не делать, это может получиться или не получиться. Для этого не только должен быть активным Брюссель, - во взаимодействии с Европой должны вырабатываться методы и технологии дальнейшего вхождения в европейское пространство.
Новости-Армения – То есть программа «Восточное партнерство» – это очередной шаг к европеизации?
А.Искандарян – Да.
Новости-Армения – Может ли эта программа явиться неким стимулом или инструментом для решения конфликтов, в частности, карабахского?
А.Искандарян – В конкретном приложении прямо сейчас, мне кажется, что нет. Прямо сейчас взять и урегулировать конфликт только потому, что мы стали членами этой программы – это не очень серьезно. Но общее изменение политического и экономического климата на этом пространстве может привести к некотором изменениям политической культуры. Ведь те механизмы, которые работают в рамках этой программы – это механизмы консенсуса, а они могут плодотворно повлиять на урегулирование конфликтов. То есть в долгосрочной сфере это может дать некоторые результаты лучшего урегулирования конфликтов. Сейчас же речь идет не о том, чтобы их урегулировать, а о том, чтобы стабильно существовать даже в присутствии этих конфликтов, и, мирно сосуществуя, пытаться вырабатывать дальнейшие шаги для того, чтобы их решить.
Новости-Армения – А как Вы прокомментируете позицию России в отношении программы «Восточное партнерство», и какая в этом контексте прослеживается связь с армяно-российскими отношениями?
А.Искандарян – Хороший вопрос. Россия, конечно же, к программе, в которую она не входит, относится с некоторым подозрением. С другой стороны, конкретно в случае с Арменией, дела обстоят более оптимистично, чем с другими странами. Армения привыкла существовать в таких рамках – это у нас называется комплементаризм. Мы привыкли политически решать проблемы так, чтобы, работая с Европой, не обижать Россию, и, работая с Россией, не обижать Европу, т.е. учитывать интересы России в сотрудничестве с европейскими странами и наоборот. Это не всегда получается блестяще, иногда бывает недовольство как с той, так и с другой стороны, но в общем и целом, в отличии от других стран, например, Грузии, Армении это удавалось. У меня есть очень серьезная надежда на то, что и в рамках европейского партнерства Армении может продолжать удаваться идти на интеграцию с европейскими структурами и организациями, объясняя России, что это не противоречит ее интересам в регионе.
Хороший пример – меняющиеся в последний год армяно-турецкие взаимоотношения. Будет завершен этот процесс или нет, легко он идет или тяжело – это другой вопрос. Но если бы Россия была против, этого просто не происходило бы вообще. То есть, удается делать так, чтобы совмещать интересы разных стран и разных сил в этом регионе. И мне кажется, что Армении это удастся сделать и в рамках программы «Восточное партнерство».
Новости-Армения – Если рассматривать армяно-турецкие отношения в некоем тройном формате – Армения – Турция – Европа, может ли произойти какое- либо изменении вектора двусторонних отношений?
А.Искандарян – Нет. Армяно-турецкие отношения и «Восточное партнерство» – это разные вещи. Турция не является членом «Восточного партнерства» и не является членом Евросоюза. Армяно-турецкие взаимоотношения – это отдельный формат, в котором, конечно же, заинтересованы европейские страны и страны «Восточного партнерства», но прямо включать эти взаимоотношения в формат этой программы было бы неправильно. –0--