Напряженность между Арменией и Турцией – «война не элит, а обществ» – президент Армении

17.09.2009, 18:56
Напряженность между Арменией и Турцией – «война не элит, а обществ» – президент Армении

Напряженность между Арменией и Турцией - «война не элит, а обществ», считает президент Армении Серж Саргсян.
 
По его словам, это обстоятельство делает необходимым обеспечить публичный процесс нормализации двусторонних отношений.

МИД Турции и Армении, а также Департамент иностранных дел Швейцарии 31 августа 2009 года заявили, что на переговорах с Арменией, которые ведутся при посредничестве Швейцарии, достигнута договоренность о начале "внутренних политических консультаций", касающихся подписания "Протокола об установлении дипотношений" и "Протокола о развитии двусторонних отношений". Политические консультации планируется завершить в течение шести недель, вслед за этим будут подписаны два протокола, которые будут переданы на утверждение парламентов двух стран.

«Очень многие говорят, что надо вести переговоры с Турцией, но нет необходимости делать это публично и открыто. Все вы помните, что за весь период истории независимой Армении такие попытки всегда были, и, действительно, этот последний процесс отличается от остальных своей публичностью», - сказал президент Армении в пятницу в ходе консультаций с лидерами 52 политических партий по вопросу армяно-турецких отношений.

«Я считаю, что процесс необходимо было сделать публичным, так как та напряженность, которая существует между нами, не надуманна, не ситуативна, эта напряженность так сказать война не элит, а обществ. Эта напряженность, а если говорить прямо, вражда, является следствием самой темной страницы нашей истории, Геноцида, который произошел на территории Османской империи», - отметил президент.

По его словам, если армяно-турецким отношениям суждено быть урегулированными, то помимо воли политических руководителей Армении и Турции необходимо участие также обществ двух стран.

«Без этого невозможно решение этого вопроса. Я понимаю, что публичность имеет свои проблемы, так как если процесс зайдет в тупик, естественно, отмеченные мной противоречия и вражда усугубятся», - сказал президент.

Президент отметил, что в течение первых дней общественно-политических обсуждений он не слышал о позиции какой-либо политической силы, выступающей против открытия границ. По его словам, практически нет или очень мало позиций против установления дипломатических отношений с Турцией.

«Если мы начинаем наш логический путь с этой отправной точки, то должны понять: где мы находимся, что имеем, куда идем», - сказал президент.

По его словам, нынешний этап  является этапом обсуждения, подписания и возможной ратификации предварительно подписанных документов.

«Да, я допускаю вероятность того, что разъяснения относительно отдельных пунктов документа для некоторых людей так и останутся неубедительными, хотя уверен, что при всестороннем представлении и непредвзятом исследовании, это практически невозможно», - сказал президент.

«Но даже в этом случае, означает ли это, что мы уступили в каком-то вопросе или открыли рабочее поле для обсуждения и решения всех проблем? В конце концов, этот этап является началом или концом. Давайте вместе обсудим и осознаем», - сказал президент

По его словам, сегодня существуют два предварительно подписанных документа и активный процесс. «Теперь давайте вместе поговорим о том, что мы приобретаем или чего лишаемся этими документами. Как оценить их? Как дающие ответы на существующие вопросы, или как акты, создающие предпосылки для решения вопросов?», - отметил президент.

«Давайте вместе судить, жертвуем ли мы этими документами нашими убеждениями и верой в истину, или открываем им дорогу, вместо того чтобы замыкаться в самоуглубленную беспорочность, открываем фронт работы?», - отметил президент.

По словам президента, в эти дни люди задают ему вопрос, какова его программа минимум или программа  максимум. «Установление дипломатических отношений с Турцией и открытие границ я не рассматриваю ни как программу минимум, ни как программу максимум. Завершение этих процессов я рассматриваю только как обеспечение минимальной среды , которая позволит  начать диалог с турками», - сказал президент, добавив, что  у сторон есть много проблем, требующих решения от экономических и политических, до исторических.
 
«Куда мы идем? Лично я собираюсь решать проблему. Если для решения какой-либо проблемы мы закрыли какую-то дверь , то прошу указать на это. Давайте вместе поймем эти проблемы. Если мы действительно хотим урегулировать отношения, а я повторяю еще раз, пока никто публично не заявлял, что он как политическая сила против урегулирования отношений с турками,, то давайте поймем: кто и что будет делать, в целом, какую работу будем проводить все вместе», - сказал глава государства.

Между Арменией и Турцией отсутствуют дипломатические отношения, а армяно-турецкая граница закрыта с 1993 года по инициативе официальной Анкары.

Сложные отношения между двумя странами вызваны рядом обстоятельств, связанных, в частности, с поддержкой Анкары азербайджанской позиции в карабахской проблеме, а также острой реакцией Турции на процесс международного признания Геноцида армян 1915 года в Османской империи.

Первые подвижки в отношениях начались с 6 сентября 2008 года, когда президент Турции Абдуллах Гюль впервые прибыл в Ереване по приглашению президента Армении Сержа Саргсяна для совместного просмотра футбольного матча между сборными Армении и Турции в рамках отборочного цикла чемпионата мира 2010 года. По окончании матча турецкий лидер пригласил своего армянского коллегу присутствовать на ответном матче футбольных сборных двух стран в Турции 14 октября 2009 года. --0--