6.1
-3

Уникальный радиооптический телескоп в Армении перезапущен после почти 10 летнего простоя

27 Ноября 2021
© Фото: скриншот с видео

ЕРЕВАН, 27 ноября. Новости-Армения. На склоне горы Арагац в западной части Армении после почти десятилетнего простоя включился РОТ-54/2.6 — уникальный радиооптический телескоп, также известный как зеркальный телескоп Геруни. Во время проверки работоспособности прибор прошел два теста, анализируя итоги которых специалисты сделают выводы о его возможностях и перспективах дальнейшего использования, пишет журнал Naked Science.

РОТ-54/2.6 представляет собой полусферическое неподвижное зеркало диаметром 54 метра с размещенным над ним подвижным фокусирующим (так называемым оптическим) зеркалом диаметром 2,6 метра. Ключевая особенность научного инструмента — высокая разрешающая способность при работе с сигналами в нескольких узких диапазонах длин волн.

Телескоп создавали по проекту талантливого ученого армянского происхождения Париса Мисаковича Геруни. Идея отличалась новизной и обещала не только дать советским астрофизикам уникальный инструмент, но и поспособствовать развитию местного научно-технического комплекса в Арагацотнской области Армении. Строительство РОТ-54/2.6 завершили в 1985 году, а уже в 1986-м на нем начались научные наблюдения. С тех пор, вплоть до 2012 года, несмотря на сложности с финансированием и все политические пертурбации, телескоп исправно служил науке.

Однако его конструкция потребовала модернизации, а также последующей юстировки и отладки. По разным оценкам, стоимость проекта реставрации могла достигать 25 миллионов долларов. Тем не менее, как пишет интернет-портал телеканал «Мир24», эту сумму удалось снизить до более реалистичных трех миллионов. На ежегодное обслуживание телескопа Армения тратит порядка 100 тысяч долларов, что по меркам радиоастрономии — смешные деньги.

Важно отметить, что сегодня статус РОТ-54/2.6 не до конца ясен. Преподавательница Национального политехнического университета Армении, племянница и ученица Геруни, продолжающая его работу, Аревик Саргсян, утверждает, что на телескопе уже провели два теста. Первый длился 24 часа: во время него инструмент записывал суточный обзор неба в радиодиапазоне. А в рамках второго ученые дважды с перерывом в 13 дней наблюдали кусочек неба вблизи радиоисточника в созвездии Лебедь (Туманность Вуаль).

По итогам пробных включений специалисты сделали вывод, что «антенна дышит» и даже в нынешнем состоянии на ней есть возможность работать. Но весь научно-технический комплекс Научного центра Арагаца требует реставрации инфраструктуры, модернизации оборудования и, естественно, финансирования. Однако из сообщений журналистов и армянской стороны не совсем понятно, есть ли проект всех необходимых действий и выделят ли требуемые средства.--0--