Ученые рассказали о взаимодействии лекарств и кишечных бактерий

11 Сентября 2021

ЕРЕВАН, 11 сентября. Новости-Армения. В издании Nature, которое является одним из самых авторитетных научных журналов, вышло совместное исследование учёных из Кембриджского университета и Европейской молекулярно-биологической лаборатории (EMBL). Об этом сообщают "Вести.ру".

Их работа посвящена воздействию распространённых лекарственных препаратов на жизнедеятельность бактерий, обитающих в кишечнике человека. Учёные выяснили, что некоторые кишечные бактерии способны накапливать ряд лекарств, что может потенциально отражаться на эффективности лечения.

Эффективность лекарства может снижаться не только из-за того, что часть препарата накапливается в кишечном микробиоме, но также и из-за появления побочных эффектов на фоне изменения состава и процессов жизнедеятельности бактерий.

Напомним, что в человеческом кишечнике обитает сообщество из сотен видов бактерий, играющих важную роль в работе организма. Состав этого микробиома может быть разным и влиять, к примеру, как на тяжесть инсульта и риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, так и на психические процессы.

Помимо этого здоровый микробиом способен омолодить человеческий мозг и даже помочь справиться с COVID-19. Поэтому исследователей особенно волнует проблема незаметного изменения микробиома с помощью обычных лекарств.

Исследователи изучили влияние 15 распространённых лекарств на 25 часто встречающихся видов кишечных бактерий. В итоге они провели 375 тестов.

Учёные обнаружили 70 случаев взаимодействия бактерий с лекарственными препаратами, 29 из которых ранее не регистрировались.

Одними из препаратов, которые накапливали кишечные бактерии, были антидепрессант дулоксетин и средство от диабета росиглитазон. С некоторыми препаратами, такими как монтелукаст (средство от астмы) и рофлумиласт (противовоспалительное средство), взаимодействовало сразу несколько видов бактерий: одни накапливали препарат, а другие изменяли его химическую структуру.

Исследователи также обнаружили, что биоаккумуляция (накопление) лекарств нарушала обычный метаболизм кишечных бактерий. К примеру, дулоксетин связывался с несколькими ферментами, которые вырабатывали бактерии, что изменяло состав выделяемых ими метаболитов (продуктов из жизнедеятельности).

"Удивительно, что большинство наблюдавшихся нами взаимодействий бактерий и лекарств относились к биоаккумуляции, потому что до этого считалось, что основным путём влияния бактерий на доступность лекарства является биотрансформация (изменение его химической структуры – прим. ред.).

Скорее всего, в зависимости от состава кишечного микробиома, у разных людей наблюдаются различия [во взаимодействии бактерий и лекарств]. Мы видели различия даже у разных штаммов бактерий одного вида", — отмечает один из ведущих авторов работы доктор Киран Патил (Kiran Patil) из Кембриджского университета.

Авторы работы отмечают, что исследователи лишь недавно начали замечать, как сильно воздействуют друг на друга кишечные бактерии и лекарственные препараты. Они также предполагают, что микробиом человека стоит начать рассматривать в качестве полноценного внутреннего органа.

В дальнейшем учёные планируют изучить влияние индивидуальных взаимодействий кишечного микробиома человека с лекарственными препаратами. Результаты этих исследований помогут в развитии персонализированной медицины.

К слову, мы не раз писали о том, что кишечные бактерии способны влиять на ход лечения самых разных недугов. Некоторые кишечные бактерии мешают лечению болезни Паркинсона, а другие — повышают эффективность иммунотерапии рака. Рассказывали мы и о том, что кишечные бактерии могут защитить организм от радиации. -0-