Похожие на Землю планеты уже сейчас можно найти в соседних галактиках - ученый

18 Июня 2009

Новые методы наблюдений уже сейчас позволяют обнаруживать в соседних галактиках - туманности Андромеды и Магеллановых облаках - планеты, близкие по своим свойствам к Земле, сказал в интервью РИА Новости ведущий научный сотрудник Института теоретической и экспериментальной физики, доктор физико-математических наук Александр Захаров.

В настоящее время ученым известно около 300 экзопланет - планет за пределами Солнечной системы - но все они находятся в нашей Галактике. Ранее Захаров и его коллеги впервые сообщили об обнаружении планеты в другой галактике - туманности Андромеды.

"Метод микролинзирования позволяет уже сейчас достаточно умеренными средствами, с помощью "средних" наземных телескопов, найти очень маломассивные планеты, до одной десятой массы Земли, или отыскать планеты в соседних галактиках", - сказал Захаров.

Он пояснил, что микролинзирование происходит, когда свет на пути от звезды проходит мимо массивного объекта, отклоняющего излучение. Если "линза" оказывается двойной звездой или звездой с планетной системой, то яркость фоновой звезды меняется во времени, и по характерной кривой изменения блеска можно оценить параметры системы, где имеется планета.

Захаров и его коллеги из Италии, Швейцарии и Испании в статье, принятой к печати в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, показали, что одно из десяти событий гравитационного микролинзирования, зафиксированных в галактике М31 (туманность Андромеды), может свидетельствует о присутствии планеты - это первое в истории обнаружение планеты за пределами нашей галактики.

Ученый отметил, что ранее методом микролинзирования были обнаружены восемь экзопланет (планеты за пределами Солнечной системы), при этом в их числе были на тот момент рекордно маломассивные. Вместе с тем, большинство известных на сегодня экзопланет были найдены другими методами - в их числе метод наблюдения собственных движений звезд, метод транзитов.

Однако, отмечает ученый, все эти методы ограничены пределами нашей Галактики - самая удаленная известная экзопланета находится на расстоянии около 20 тысяч световых лет. При этом требуется использовать самые современные и очень дорогостоящие космические и наземные телескопы. Метод микролинзирования позволяет находить планеты на расстояниях в тысячи раз больших и в то же время он значительно дешевле.

"Моделирование по методу Монте-Карло (один из методов теории вероятности) показало, что достаточно умеренными средствами, то есть с помощью наземным телескопов, в принципе существует возможность найти планетные системы очень маломассивные - до одной десятой земной массы", - сказал Захаров.

Он отметил, что пока при наблюдениях соседних галактик астрономы не могут различить отдельные звезды. Поэтому для поиска планет используется метод пиксельного микролинзирования - в этом случае исследуются колебания яркости не одной звезды, а некоего минимально доступного участка галактики - "пикселя".

"Расчеты показывают, что если будет найдено сто событий микролинзирования, то примерно до 4% случаев будут показывать присутствие планет, ну и если будет найдена тысяча, то пять из них будут маломассивные", - сказал собеседник агентства.

"Важно то, что это самый дешевый способ найти планеты, и это единственный способ найти планеты в другой галактике. По крайней мере, единственный метод на сегодняшний момент, я не знаю, что будет через сто лет", - заключил Захаров. -0-