510

Обнаружено уязвимое место у коронавирусов

24 Октября 2020

ЕРЕВАН, 24 октября. Новости-Армения. У трех родственных коронавирусов – возбудителей COVID-19, атипичной пневмонии (SARS) и ближневосточного острого респираторного синдрома (MERS) – ученые нашли уязвимое место, на которое можно нацеливать новые лекарства против этих болезней. Это механизм, с помощью которого белки вирусов присоединяются к рецепторным белкам здоровых клеток, пишет ТАСС со ссылкой на публикацию в научном журнале Science.

"Исследуя эти три коронавируса, мы можем предсказать лекарство, которое будет эффективно как для борьбы с текущей пандемией, так и против коронавирусов, которые возможно появятся в будущем", – прокомментировал один из авторов работы, сотрудник Европейского института биоинформатики Педру Бельтрау.

В своем исследовании более 200 ученых из 6 стран анализировали генетические, биохимические, вирусологические и другие данные относительно частиц вирусов и клеток, которые они заражали. В ходе работы исследователи выделили несколько ключевых клеточных процессов, общих для всех трёх коронавирусов.

В частности, ученые обратили внимание человеческий белок Tom70. Обычно он участвует в активации иммунной системы и сигнализации о том, что в организм проник вирус. Данные ученых показали, что вирусный белок Orf9b связывается с Tom70 и подавляет его активность. Orf9b встречается у двух коронавирусов – и у SARS-CoV-2, который вызывает COVID-19, и у SARS-CoV-1, который вызывает атипичную пневмонию.

С помощью криоэлектронной микроскопии ученые рассмотрели структуру Tom70 с очень большим разрешением (до 3 ангстрем). В результате они предположили, как именно вирусный белок подавляет активность Tom70. Однако эти выводы, по словам авторов работы, нужно проверить в экспериментах.

Еще одна часть исследования была посвящена поиску белков, ключевых для размножения коронавирусов. Ученые нашли 73 таких белка, часть из которых уже фигурировали в более ранних исследованиях подобного рода.

На основе полученных данных ученые провели ретроспективное исследование историй болезни более 740 тыс. американских пациентов с коронавирусной инфекцией. Исследователи отслеживали, в какой степени то или иное лекарство, которое действовало на обнаруженные белки, влияло на ход коронавирусной инфекции.

Оказалось, что среди пациентов, которые принимали нестероидный противовоспалительный препарат индометацин, тяжелые случаи течения COVID-19 встречались реже, чем у принимавших аналогичный препарат целекоксиб. В сравнении классических нейролептиков (например, галоперидола) с атипичными первые показали себя лучше: среди пациентов, которые принимали препараты из первой группы, случаев искусственной вентиляции легких было вдвое меньше, чем среди принимавших атипичные нейролептики.

"Наша работа показывает, как результаты молекулярного анализа можно использовать на практике для лечения коронавирусной инфекции и других вирусных заболеваний", – подытожил Бельтрау.--0--