Запрет на въезд в Грузию российских журналистов нацелен на срыв мирного диалога на Кавказе - Шевченко

03.09.2009, 06:55
Запрет на въезд в Грузию российских журналистов нацелен на срыв мирного диалога на Кавказе - Шевченко
Запрет на въезд в Грузию российских журналистов нацелен на срыв мирного диалога на Кавказе - Шевченко

Запрет на въезд в Грузию российских журналистов нацелен на срыв мирного диалога на Кавказе, считает ведущий Первого канала, член Общественной палаты РФ Максим Шевченко, которого вместе с редактором газеты "Известия" Владимиром Мамонтовым грузинские пограничники накануне не пустили в страну.

"Реальным поводом было желание сорвать этот диалог. Не допустить развития мирного диалога на Кавказе", - сказал Шевченко в интервью агентству "Новости-Армения".

Шевченко, Мамонтов, а также руководитель редакции СНГ и Балтии РИА Новости Алан Касаев входили в состав делегации, представлявшей общественную комиссию по урегулированию гуманитарных последствий грузино-российского конфликта. В рамках визита делегации планировалось проведение конференции, а также многочисленных встреч, в том числе с Католикосом-Патриархом Всея Грузии Илией Вторым.

Алана Касаева в отличие от его коллег грузинские власти пропустили в страну. Делегация прибыла в Грузию транзитом из Еревана, так как прямого авиасообщения между Москвой и Тбилиси нет. Шевченко и Мамонтов тем же рейсом авиакомпании "Армавиа" вернулись в столицу Армении.

ВИЗИТ СОРВАЛИ СИЛЫ, ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ В РАЗЖИГАНИИ КОНФРОНТАЦИИ НА КАВКАЗЕ

По словам Шевченко, визит сорвали те силы, которые заинтересованы в разжигании войны и конфронтации на Кавказе. "Эти силы очень легко идентифицируемы. Есть государства... Чего там греха таить, этим давно занималось посольство США", - сказал Шевченко.

По его словам, последний визит вице-президента США Джозефа Байдена в Грузию показал, что "американцы делают ставку на конфронтацию". "Им нужен пылающий,  сражающийся, умирающий Кавказ. Нам нужен мирный Кавказ", - отметил известный российский журналист.

По его словам, в этом мирном Кавказе свои проблемы должны решать сами народы, живущие в этом регионе, при поддержке соседних государств, Ирана, Турции, России, а также ЕС.

"Марионетки американского неоколониализма сорвали эти переговоры, которые для них были как нож в горле. Не секрет, что есть политические силы, ненавидящие Грузинскую Православную Церковь, ненавидящие  Патриарха, относящиеся к ним, как к помехе на пути реализации процесса либерализации Грузии и введении Грузии в либералистическое сообщество", - считает Шевченко.

Он отметил, что ошарашен произошедшим, и в первую очередь потому, что в ходе визита была запланирована встреча с Блаженнейшим Патриархом.

ВЕЖЛИВЫЕ ГРУЗИНСКИЕ ПОГРАНИЧНИКИ И ЗАГАДОЧНАЯ 14-Я СТАТЬЯ

Шевченко рассказал некоторые подробности инцидента. "Мы прилетели в Тбилиси и  когда пересекали границу, к нам подошел пограничник, тихо взял документы, анкету, отвел в сторону и шепотом сказал: "Господин Шевченко на основании статьи 14 закона о въезде и выезде вам отказано во въезде в Грузию".

Что это за закон, пограничник назвать не смог и посоветовал за всеми комментариями обращаться в посольство Грузии в Москве, после чего узнал от российских журналистов, что грузинское посольство в столице России не функционирует.

"Про закон я спросил еще у пятерых офицеров полиции. Они очень корректно себя вели, очень смущались, было видно, что им было диковато. Странно, человек в чине капитана или майора не знает законов своей страны. Но наверно им запрещено было любое общение, хотя они улыбались. Это было в стиле грузинского народа, щедрого, умного. Можно сказать, мы  все равно пообщались с грузинским народом в лице грузинских пограничников", - пошутил Шевченко.

ТРИ ПРИЧИНЫ ЗАПРЕТА НЕ ВЫДЕРЖИВАЮТ КРИТИКИ

По словам Шевченко, все случившееся является огромным скандалом. Грузинские СМИ уже пишут о  трех причинах, которые могли бы послужить основанием для запрета на въезд в Грузию.

Первая причина- якобы наличие в паспортах журналистов штампов Абхазии и Южной Осетии.

"Владимир Константинович (Мамонтов) ни разу не был ни на территории Абхазии, ни на территории Южной Осетии. Он не мог проставить штамп, даже если бы захотел. Такое было бы возможно, если бы кто-то прокрался, выкрал бы паспорт и поставил бы штамп", - отметил журналист.

При этом Шевченко не скрывает, что сам бывал на территории Абхазии и Южной Осетии, однако штампа в паспорте у него нет. "Я являюсь членом общественной палаты. Я веду также диалог, очень не простой, тяжелый диалог между Баку, Степанакертом и Ереваном, и мне приходится выдерживать, и в Баку и в Степанакерте, и в Ереване огромное напряжение, потому что у каждого есть своя политическая позиция. Но и в Баку, и в Ереване, и в Степанакерте с пониманием, хотя и очень сложно, относятся к важности такого диалога", - сказал Шевченко.

"Точно такой же диалог мы пытаемся организовать и между Москвой, Тбилиси, Сухуми и Цхинвалом.  Это тоже идет очень сложно, но все это продвигалось, мы принимали  в декабре прошлого года в Москве в Общественной палате грузинскую делегацию. Это было очень тяжелое время, было не просто, но российские власти дали согласие на визит этой делегации, в составе которой были известные правозащитники, люди не комплементарные по отношению к России.  В Москве был очень тяжелый, не простой диалог, но он был", -отметил Шевченко.

В качестве второй причины, которой пытаются оправдать вчерашний демарш грузинских властей, указывается антигрузинская пропаганда, якобы проводимая журналистами.

"Это абсолютная ложь. Я  критиковал деятельность президента Грузии, так же как это делают граждане Грузии и делают это гораздо более жестко, чем я.  Я никогда не высказывался плохо о Грузии и грузинском народе, наоборот я всегда говорил, что необходим диалог и мир, что должна быть поставлена проблема беженцев, чем вызывал иногда даже раздражение абхазских и осетинских коллег", -сказал Шевченко.

В свою очередь главный редактор газеты "Известия" отметил, что издание не только берет интервью у оппозиционных грузинских политиков. Бывает представлена также позиция той части политической элиты Грузии, которая сейчас у власти. "Но конечно интервью Саакашвили мы не давали. Если бы он нам интервью дал, то мы бы его опубликовали, возможно со своими комментариями, или как то еще", - сказал Мамонтов.

"Что касается меня, то я считаю, что августовская война была развязана, безусловно, грузинским руководством. Я это нигде не скрывал, и если сказать честно, то высказывался по адресу президента Грузии нелицеприятно. Это было и на большой встрече в Берлине, где мы общались с немецкой общественностью. Не так давно я ездил в Таллин и проводил там встречу с общественностью по информационным войнам, и тоже не молчал, прямо скажу, высказывал то, что думаю. Я в этом уверен и менять свои взгляды в этом смысле специально под Грузию или специально под этот визит не собираюсь", - сказал главред "Известий". При том он добавил, что Саакашвили и грузинская культура для него совершенно разные понятия.

"Нам было очень важно благословение Патриарха. В самолете мы обсуждали абсолютно мирный ход наших встреч. Конфронтация, на мой взгляд,  войной и послевоенным развитием исчерпана. Талдычить все время про одно и тоже, что мы находимся  в конфронтации... ну сколько можно. Политики пусть продолжают, а мы почему должны",- недоумевает Мамонтов.

В этой связи Максим Шевченко привел пример армянского и турецкого народов, между которыми есть огромное историческое непонимание, но которые вступили в исторический диалог, переступив через исторические обиды и проблемы. По его словам, очень тяжелый, не простой диалог ведут также азербайджанский и армянский народы. Шевченко подчеркнул, что такой диалог нужен и в случае с Грузией.

Он отметил, что их визит благословил грузинский Патриарх, который молится за успех миссии, и, более того передал им иконы. По мнению Шевченко, это очень важный результат визита, потому что человек, который символизирует во многом грузинский консервативный подход к жизни, грузинское православие, то есть грузинскую нацию, выступает на стороне переговоров, а те силы, символизирующие либеральный удушающий ветер, который хочет изменить лицо Грузии - противодействуют этому процессу

"Я человек православный и для меня очень важно и радостно, то, что мы все таки получили благословение, пусть не лично", - сказал в свою очередь Мамонтов.

И наконец третья муссируемая причина запрета - якобы близкое знакомство журналистов с российским бизнесменом грузинского происхождения Александром Эбралидзе, который имеет некоторые политические амбиции в Грузии. По словам Шевченко, Мамонтов никогда не видел Эбралидзе, а сам он общался с ним лишь 20 секунд.

Все приводимые в Грузии доводы, оправдывающие запрет на их въезд в страну, журналисты назвали абсолютно надуманными. 0--