Таджикистан вынужден был пересмотреть "дело летчиков" из-за жесткой позиции РФ - депутаты
Жесткая позиция, которую заняли российские власти и все наше общество, заставили Таджикистан пересмотреть приговор в отношении российского и эстонского летчиков Владимира Садовничего и Алексея Руденко, приговоренных ранее к 8,5 годам лишения свободы и освобожденных во вторник, заявил РИА Новости депутат-единоросс, член комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин.
Суд Хатлонской области Таджикистана отпустил во вторник летчиков на тех условиях, которых требовал прокурор. Им было назначено наказание в виде 2,5 года лишения свободы по статье 289 (контрабанда), 1,5 года - по статье 335 (нарушение госграницы Таджикистана). По совокупности статей путем частичного сложения наказание составило 2,5 года и 14 дней лишения свободы, но осужденных отпустили на свободу в связи с тем, что полгода они уже пробыли в заключении, а также с учетом амнистии, которая действует до 1 декабря.
Затулин подчеркнул, что, хотя история закончена, вряд ли кто-то из участников ее забудет, "осадок останется, и он будет оказывать влияние на российско-таджикские отношения".
Парламентарий отметил, что таджикская фемида все-таки добилась признания правомочности вынесенного обвинения в адрес летчиков, таджикские власти не отказали себе в удовольствии обвинить их в нарушении закона, поскольку амнистия не означает отказа от обвинения.
"Дело летчиков не связано с нарушениями законодательства (Таджикистана)... оно проявило имеющиеся на сегодняшний день взаимные расхождения и неудовлетворенные ожидания в двусторонних отношениях между нашими странами", - считает Затулин.
При этом таджикские власти постарались обострить ситуацию, пытаясь пошантажировать Россию, что им не удалось, отметил эксперт.
При этом он обратил внимание на то, что "с Таджикистаном существуют проблемы в двусторонних отношениях, он ненадежный партнер".
Он напомнил, что именно Россия помогла Таджикистану избежать гражданской войны, однако "мы не должны думать, что наши отношения должны строиться на прошлых заслугах".
По мнению Затулина, Россия должна более активно продвигать свои интересы в Среднеазиатском регионе. Он также добавил, что именно Россия косвенно поддерживает экономику Таджикистана через трудовых мигрантов, которые трудятся в нашей стране и отсылают зарплату на родину.
Парламентарий не поддерживает действия ФМС, проводящую операцию по выдворению из РФ таджикских мигрантов, "которая по времени "совпала" с "делом летчиков".
"Со стороны это выглядело как наказание непричастных, и реакция российской стороны в таком формате была не очень убедительной", - считает он, полагая, что рядовые граждане не должны были расплачиваться за действия своих властей.
Затулин не исключает, что сейчас претензии к таджикским мигрантам могут "сойти на нет".
Комментируя ситуацию в целом, депутат полагает, что сейчас "прилива чувств (между РФ и Таджикистаном) ожидать не следует".
Зампред комитета Госдумы Андрей Назаров также считает, что жесткая позиция России повлияла на решение Хатлонского областного суда.
"На мой взгляд, на решение суда повлияла позиция России, в первую очередь. Игнорирование интересов нашей страны, пренебрегая правом и законодательством даже собственной страны, недопустимо", - сказал Назаров РИА Новости.
"Какие-то, на мой взгляд, внутрикулуарные процессы в системе правосудия их страны привели к обвинительному приговору. Сейчас жесткая позиция России привела к тому, что они осознали свою ошибку. Это правильно, и наша позиция всегда должна быть такой", - добавил депутат.
Отвечая на вопрос о том, ограничится ли Таджикистан этим решением суда и не будут ли предприняты еще какие-то меры в отношении России в своих интересах, депутат предположил, что для них "это будет хорошим уроком".
Глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников в беседе с корреспондентом РИА Новости выразил надежду, что в этом деле не было политической подоплеки.
"Не хотелось бы верить в то, что политика повлияла на правосудие. Все-таки на первом месте правовые позиции", - сказал депутат.
"Для меня, как человека, который занимается юриспруденцией, это вообще была странная история. Для чего это было нужно, непонятно", - добавил он.
Кроме того, по его словам, в этой истории летчикам был нанесен моральный ущерб.
"Не знаю, будут ли они (пилоты) предъявлять иск. Им надо приехать сначала домой, побыть с семьей и потом уже решить", - считает Крашенинников.
Суд Курган-Тюбе 8 ноября приговорил Садовничего и Руденко к 8,5 годам лишения свободы, признав их виновными в контрабанде, незаконном пересечении границы и нарушении правил полетов. Оба самолета Ан-72 были конфискованы в пользу государства. В Москве приговор вызвал негативную реакцию, российский МИД назвал его "крайне суровым и политически ангажированным".
Пятнадцатого ноября Хатлонская областная прокуратура направила в областной суд протест, в котором назвала вынесенный приговор слишком суровым, и попросила суд смягчить наказание с учетом личностей осужденных и в связи с тем, что они являются гражданами стран - стратегических партнеров Таджикистана.
Судьбу осужденных пилотов после приговора трижды обсуждал посол РФ Юрий Попов, дважды - с президентом Эмомали Рахмоном и один раз - с руководством МИД Таджикистана.
В марте 2011 года два самолета Ан-72 компании Rolkan Investmens Ltd, командирами экипажей на которых были Садовничий и Руденко, завершив контракт на перевозку продуктов и гуманитарной помощи в Афганистане, вылетели из Кабула в аэропорт города Курган-Тюбе, предварительно получив разрешение на пересечение границы с Таджикистаном. Однако диспетчер "Таджикаэронавигации" заявил, что "на земле" разрешения нет, а потому самолеты должны вернуться в Кабул. Так как топлива на обратный путь у самолетов не было, пилоты совершили посадку в Курган-Тюбе, где и были задержаны. –0--