В грузинской политологии существуют тенденции объяснять наличие проблем в этно-национальной и этно- политической сфере исключительно внешним влиянием, считает армянский политолог, директор Института Кавказа Александр Искандарян.
Об этом политолог заявил в понедельник в Международном пресс-центре «Новости» в ходе видеомоста Ереван-Тбилиси, комментируя опасения, озвучиваемые грузинской стороной по поводу договоренности о строительстве автодороги Ереван-Батуми, достигнутой в ходе визита в столицу Грузии президента Армении Сержа Саргсяна.
Ряд грузинских политиков и политологов считают, что новая дорога станет вторым «рокским тоннелем», заявляя о возможной российской угрозе и опасности сепаратистских настроений в армянонаселенном грузинском регионе Джавахк, по территории которой пройдет эта дорога.
По словам Искандаряна, согласно этой концепции причиной югоосетинского конфликта является исключительно Роккский тоннель, а причиной абхазского конфликта исключительно наличие дороги через Псоу.
«Я с этим тезисом не согласен. От тоннелей не бывает конфликтов. Проблемы, которые возникли у Грузии в связи с Южной Осетией и Абхазией, родились задолго до августа нынешнего года и возникли не потому, что есть тоннели и дороги», - отметил Искандарян.
Эксперт отметил, что можно назвать десятки конфликтов, в частности, карабахский, в которых аналога Рокского тоннеля не было.
«Я могу назвать десятки регионов, в котором этих «рокских тоннелей» гигантское количество, а конфликта не возникает. Между Северным Казахстаном, в котором живут русские, и Россией, десятки если не сотни дорог, но восстания там не происходит», - сказал он.
По словам эксперта, из Азербайджана в Грузию идут достаточно много коммуникаций в том числе и нефте- и газопроводы, автомобильные и железные дороги но Квемо-Картли (населенный азербайджанцами регион в Грузии) восстание не поднимает.
«То есть идея о том, что конфликты можно урегулировать абсолютной изоляцией и, что для того, чтобы армяне в Джавахетии не безобразничали, их нужно со всех сторон окружить, мне кажется сама по себе не релевантна, и я не согласен с такой постановкой вопроса», - отметил Искандарян.
По его словам, эта дорога, несомненно, нужна Армении - как бизнесменам для доставки грузов, так и туристам, и при помощи дороги оживятся в смысле бизнеса как армянонаселенные, так и горные аджарские районы, которые «нельзя назвать самыми богатыми в мире».
«Кроме того, в Ахалкалаки проживают граждане Грузии армянской национальности. Они такие же граждане Грузии как и остальные, и иметь дорогу по направлению к Батуми им было бы полезно, а говорить о том, что как только им построят дорогу, то они тут же восстанут, мне кажется означает провоцировать их на недовольство», - сказал Искандарян.
В свою очередь, армянский эксперт, заместитель проректора Ереванского государственного университета Александр Маркаров считает, что подобные заявления отдельных лиц в Грузии не имели серьезного отклика у серьезных политических акторов этой страны.
«Перевалы не вызывают конфликтов. Быть может это люди, которые не строят дороги вызывают проблемы или опасения», - сказал он.
Комментируя заявления некоторых грузинских экспертов о сомнительности экономической целесообразности автодороги, Маркаров сказал, что многие из тех проектов, в которых участвует Грузия, исходили больше не из экономической, а политической целесообразности.
По утверждению армянской стороны автодорога Ереван-Батуми, финансировать которую готов Азиатский банк развития, может быть введена в эксплуатацию уже через два года.
Дорога сократит протяженность пути из Еревана к Черному морю примерно на 30%. Сейчас протяженность пути Ереван-Батуми составляет около 700 км. По новой дороге она сократится до 450 км.—0--