Однополые браки, гендер и образование. Венецианская комиссия оценила соответствие Стамбульской конвенции с Конституцией Армении

15.10.2019, 17:29
Венецианская комиссия Совета Европы опубликовала заключение относительно соответствия “Стамбульской конвенции” с  Конституцией Армении.
Однополые браки, гендер и образование. Венецианская комиссия оценила соответствие Стамбульской конвенции с Конституцией Армении
ЕРЕВАН, 15 октября. Новости-Армения. Венецианская комиссия Совета Европы опубликовала заключение относительно соответствия “Стамбульской конвенции” с Конституцией Армении.

Вопрос ратификации Стамбульской конвенции СЕ по предотвращению насилия против женщин и семейного насилия стал предметом жарких дебатов в Армении. 26 июля Минюст обратился к специализированной консультативной структуре Совета Европы по конституционным вопросам - Венецианской комиссии, по вопросу влияния Конвенции на поднимаемые определенными общественно-политическими кругами вопросы.

"Венецианская комиссия заявляет, что ратификация Стамбульской конвенции является суверенным решением государства. Оно совершенно свободно в своем выборе, ратифицировать ее или нет и как следствие, принять на себя обязательства. Оценка соответствия конвенции с Конституцией Армении входит в функции Конституционного суда страны по запросу правительства до ратификации документа. Поэтому мнения, выраженные Венецианской комиссией, могут помочь суду в обеспечении легального анализа конвенции, а также организации публичных дебатов", - отмечается в заключении.

В документе оспаривается ряд утверждений относительно конвенции.

Нужна ли Стамбульская конвенция?

Во-первых, насилие в семье является широко распространенным явлением в Европе и затрагивает всех членов Совета Европы, включая Армению. Ратифицикация этой конвенции значительно поможет жертвам таких явлений. Во-вторых, именно Стамбульская конвенция предоставляет новый инструментарий для борьбы с насилием против женщин и домашним насилие. В-третьих, конвенция может в сочетании с национальным законодательством сделать борьбу против насилия более эффективной.

Стамбульская конвенция содержит определенные термины и понятия, противоречащие закрепленным в Конституции. Это утверждение в первую очередь касается таких терминов, как пол, гендерная идентичность, семья, брак и сексуальная ориентация.

Пол. Конституция Армении не затрагивает вопросы пола, но гарантирует равенство мужчин и женщин (статья 30-я) и предусматривает "содействие фактическому равенству:
между женщинами и мужчинами" (Статья 86-я (4) в качестве одной из целей государственной политики. Ликвидация насилия в отношении женщин, включая насилие по признаку пола, и меры, направленные на достижение этого, включая меры, направленные на изменение вредных гендерных стереотипов, полностью соответствует этому конституционному регулированию.

Гендерная идентичность. Стамбульская конвенция не требует от государств-участников принимать меры по признанию различных категорий лиц или предоставлению им каких-либо специальных правовых норм, но просто подтверждает, что дискриминация по гендерной идентичности запрещена. Это положение, по-видимому, полностью соответствует статье 28-й (Общее равенство перед законом) и статье 29-й (Запрет дискриминации) Конституции Армении.

Семья. Иногда утверждается, что Стамбульская конвенция дает определения партнерских отношений, которые могут быть несовместимы с определениями, содержащимися в национальных конституциях, в частности, с определением семьи. Однако Стамбульская конвенция не содержит никакого определения ни семьи, ни партнера, ни однополых отношений, ни продвигает любую конкретную форму таких отношений. Поэтому Стамбульская конвенция не противоречат определению семьи в национальных конституциях.

Брак. Стамбульская конвенция упоминает о браке только в контексте принуждения к браку (Статья 37-я) и, следовательно, не противоречит национальным конституциям, которые определяют брак как союз между женщиной и мужчиной - как и обстоит дело в Армении.

Сексуальная ориентация. Этот термин относится к лицам, которые являются членами сексуального меньшинства, таким как лесбиянки, геи, бисексуалы и транссексуалы (ЛГБТ), а также лицам, которые считают себя гетеросексуальными. Стамбульская конвенция затрагивает сексуальную ориентацию только в положении об исключении дискриминации (Статья 4-я (3). Она не налагает обязательств на государство, которое не признает существования определенных юридических лиц.

Конвенция приведет к изменению законодательства и противоречию Конституции

Основные изменения, предусмотренные в этом контексте, касаются однополых браков и образования.

Однополые браки. Стамбульская конвенция не затрагивает вопрос гомосексуалистов, а также брака, за исключением случаев принудительного брака (Статья 37-я). Поэтому государства-участники Стамбульской конвенции не обязаны легализовывать однополые браки. Противоречия с Конституцией Армении нет.

Образование. Стамбульская конвенция не нарушает право родителей на обучение детей в соответствии со своими предпочтениями. Этот вопрос, по сути, остается за рамками Стамбульской конвенции, которая просто призывает государства включать в процесс обучения учебные материалы школьной программы. В этом отношении Стамбульская конвенция дает государствам-участникам большую свободу действий при принятии решения о том, как (и в какой степени) они будут информировать свое население о вопросах, охватываемых Стамбульской конвенцией. Следовательно нет противоречия между статьей 14-й Стамбульской конвенции и Конституцией Армении.

Что касается конфиденциальности информации, особенно в сфере здравоохранения, в контексте сообщений о жертвах домашнего насилия, то и здесь Венецианская комиссия не видит противоречий с Конституцией Армении.

Новый международный орган

Ратификация Стамбульской конвенции приведет к созданию нового международного органа - Группы экспертов по действиям против насилия в отношении женщин и домашнего насилия (GREVIO) для мониторинга имплементации конвенции. GREVIO не обладает какими-либо необычными полномочиями для международного органа и его компетенции довольно ограничены. Он, например, не имеет права получать межгосударственные или индивидуальные петиции. Он не может выступать с обязывающими заключениями и рекомендациями.

Венецианская комиссия не увидела также противоречий с положением конвенции о праве на убежище и Конституцией Армении.

Вывод комиссии

В целом, комиссия пришла к выводу, что хотя определение соответствия Стамбульской конвенции с Конституцией входит в компетенцию Конституционного суда Армении, в ней нет положений, которые противоречат основному закону страны.

Наоборот, главное обязательство Стамбульской конвенции о предотвращении любых форм насилия в отношении женщин и домашнего насилия проистекает из Конституции и других соглашений по правам человека, которые были приняты Арменией.

В чем проблема?

Основным камнем преткновения для ратификации в европейских странах называются пункты, которые предполагают изменение социального восприятия полов и дают возможность для юридического обоснования "третьего пола" на основе внедрения понятия "гендеризм" и "социальное восприятие женской сущности". Данная формулировка расценивается противниками ратификации документа как основа для легализации деятельности ЛГБТ-сообществ, однополых браков и крушение института традиционной семьи.

Против ряда положений Стамбульской конвенции уже выступила Армянская Апостольская церковь, считая недопустимыми интерпретации, в которых говорится об иных полах, помимо двух биологических. Исходя из этого и принимая во внимание тот факт, что с точки зрения национальной и духовной идентичности, интересов безопасности, конвенция содержит в себе вызывающие беспокойство пункты и положения, ААЦ призывала компетентные органы воздержаться от ратификации данного документа. -0-