ЕРЕВАН, 15 ноября. Новости-Армения. Ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов для телеграмм-канала Bunin&Co высказал свое экспертное мнение относительно стратегического сотрудничества Турции и Азербайджана.
«Благодаря Вашему решительному руководству продолжавшейся около тридцати лет оккупации Карабаха был положен конец всего за сорок четыре дня. Это имеет большое значение не только для наших азербайджанских братьев, но и для всего тюркского мира». С этой проникновенной речью Реджеп Тайип Эрдоган (обратился к) Ильхаму Алиеву на VIII саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств. Форум состоялся 12 ноября в Стамбуле. В рамках саммита турецкий лидер вручил Высший орден тюркского мира своему азербайджанскому коллеге, которого он уже привычно называет «братом», - пишет он.
Отметив, что стратегическое единство Турции и Азербайджана – не новость, эксперт заявил, что после прошлогодней «осенней войны» оно вышло на новый уровень.
При этом он считает, что в церемонии награждения Ильхама Алиева есть интересные нюансы, на которые следует обратить внимание.
«Это – не эксклюзивная инициатива его турецкого «брата». Решение о вручении ордена принималось Советом сотрудничества тюркоязычных государств, то есть на коллективной основе. И решение по данному вопросу было подписано президентами Казахстана, Киргизии, Узбекистана. Все в своем суверенном праве. Но обращает на себя внимание, что две из трех указанных выше стран состоят в Организации договора о коллективной безопасности, то есть в одной с Арменией структуре. И значит, принимают оценку прошлогодних событий, как «историческую победу, которая обеспечив освобождение территорий АР от оккупации и восстановление ее территориальной целостности» и «внесла важный вклад в тюркское единство…», - говорит он
Наверное, как отмечает Маркедонов, по прочтении такого текста возникает соблазн сделать вывод о стремительном продвижении пантюркизма в Евразии.
«Впрочем, на эти темы спорят уже не первый год. Первая большая волна дискуссий прошла в 1990-е гг., когда на руинах СССР возникло несколько независимых тюркоязычных государств, а отношения Москвы и Анкары были далеко не на пике, скорее они отличались конфронтационным характером. С той поры многое изменилось, Россия и Турция продемонстрировали и не раз высокий уровень конфликтного менеджмента.
Но в то же время, как поясняет политолог, и возможности Анкары возросли, чему свидетельством ее роль в событиях 2020 года.
«Турция уже не первый год стремится доказать: шинель Кемаля Ататюрка ей тесна, она стремится играть более амбициозные роли. Здесь и защита интересов мусульман и тюркоязычных народов, продвижение образа страны, заинтересованной в «мире больше пяти» (пятерка постоянных членов Совбеза ООН). И здесь возникает немало вопросов. Как сочетать в будущем евразийские интеграционные проекты с растущими амбициями Анкары? В какой мере одни объединения будут помогать другим, а не конкурировать с ними? Однозначных и простых ответов на их нет, но заниматься их поисками придется уже в ближайшее время», - резюмировал эксперт. -0-
Читайте новости первыми и обсуждайте их — в нашем Telegram-канале