Маркедонов о политике Эрдогана на Кавказе: политкорректность или прощупывание «красных линий»?

18.06.2021, 14:08
Ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов представил свое мнение о политике Турции в регионе Кавказа
Маркедонов о политике Эрдогана на Кавказе: политкорректность или прощупывание «красных линий»?
ЕРЕВАН, 18 июня. Новости-Армения. Ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов для телеграмм-канала Bunin&Co представил свое мнение о политике Турции в регионе Кавказа.

«Президент Турции не устает удивлять. Не проходит и дня, чтобы Реджеп Тайип Эрдоган ни выступил бы с какой-то многообещающей инициативой. 15 июня он и его азербайджанский союзник Ильхам Алиев подписали Шушинскую декларацию о союзничестве. И хотя этот документ не принес каких-то радикальных новшеств в отношения Анкары и Баку, он поставил их стратегическую кооперацию на новую ступень. Через два дня после визита Эрдогана в ту часть Карабаха, которая прошлой осенью перешла под азербайджанский контроль, турецкий лидер заявил журналистам, что в рамках новых соглашений на Апшеронском полуострове может появиться база вооруженных сил его страны», - пишет эксперт.

По мнению политолога, сегодня любые предположения об усилении влияния Турции в Азербайджане воспринимаются с особым вниманием.

«Анкара стремится к получению максимальных дивидендов после своего вовлечения во вторую карабахскую войну. Это пугает Армению, беспокоит Грузию и тревожит Россию, которая до 2020 года воспринимала Кавказ, как сферу своего особого интереса. Но говоря о военном присутствии Анкары в регионе, стоит иметь в виду, что турецкие солдаты и офицеры по факту присутствуют в Нахичевани. А сам этот регион регулярно упоминается в контексте гарантий Турции и поддержания азербайджанской территориальной целостности. Но военная база в ядровой части Азербайджана – это уже совсем другой расклад. Ведь какие бы ни были противоречия у Турции с союзниками по НАТО (от США и Франции до Греции), но она сохраняет свое членство в Альянсе. И значит на Кавказе может появиться база натовской страны, хотя Баку в отличие от Тбилиси и не ставил своей стратегической целью войти в евро-атлантический блок», - отмечает он.

По словам Маркедонова, Эрдоган, похоже, предвидит эти вопросы и возможные коллизии вокруг них, и потому заявляет, что тема о базе «может получить свое развитие в ходе консультаций президента Азербайджана Ильхама Алиева с президентом России Владимиром Путиным. И в ходе наших переговоров она тоже может реализовываться по-своему».

Эксперт задается вопросом о том, к чему эта политическая корректность.

«Формально, открытию базы мешает статус Азербайджана, как члена Движения неприсоединившихся стран. Но в евразийской политике реализм преобладает над соображениями формальной юриспруденции. Эрдоган отдает инициативу Путину? Не похоже на него. Скорее всего, турецкий лидер пытается прощупать границы тех самых «красных линий», которые не раз прорисовывал его российский визави для разных острых вопросов международной повестки. У Турции и России наработан значительный опыт сглаживания острых углов от Сирии и до Ливии. Похоже, пришло время Кавказа. И турецкий президент не хотел бы повторения той заморозки отношений, что имела место в конце 2015 года. Впрочем, уровень амбиций у официальной Анкары не будет снижен в обозримой перспективе, что бы там на переговорах в треугольнике Россия-Азербайджан-Турция ни было достигнуто», - резюмирует политолог. -0-