ЕРЕВАН, 26 октября. Новости-Армения. Фонд Карнеги опубликовал на своем сайте
статью, в которой проанализировал причины того, почему Иран переориентировался с Армении на Азербайджан.
Автор статьи отмечает, что "новая реальность на Южном Кавказе наступила в результате военных побед Азербайджана в Карабахе осенью 2020 года". Иран не был непосредственным участником тех событий и не мог всерьез повлиять на происходящее. Особую тревогу у Тегерана стали вызывать угрозы Баку силой проложить Зангезурский коридор, соединяющий основную часть Азербайджана с Нахичеванской Автономной Республикой. При таком сценарии Иран оказался бы отрезан от Армении, потеряв доступ к черноморскому транзиту через армянскую территорию.
Пытаясь противопоставить что-то растущему турецко-азербайджанскому влиянию на Южном Кавказе, Иран начал сближаться с Арменией.
На этом фоне отношения Ирана и Азербайджана переживали самый тяжелый кризис за последние десятилетия. Тегеран грозил решительным ответом, если Баку попытается силой изменить границы, и в доказательство серьезности своих намерений проводил военные учения на азербайджанской границе.
Баку отвечал еще резче, по сути угрожая поддержать сепаратизм этнических азербайджанцев в Иране, которых там живет больше, чем в самом Азербайджане.
"Казалось бы, 2023 год сулил ирано-азербайджанским отношениям только новые проблемы. Однако карабахская операция, стремительно проведенная Азербайджаном 19-20 октября, вызвала у Тегерана очень сдержанную реакцию. Да и по поводу Зангезурского коридора иранцы уже не так категоричны", - горится в статье.
Автор отмечает, что после появления летом первых признаков потепления в ирано-азербайджанских отношениях конфликт с Тегераном оказался фактически исчерпан, когда Баку добился роспуска армянской Нагорно-Карабахской Республики.
"Иран пересмотрел свои подходы, осознав неизбежность наступления на Кавказе нового порядка. Попытки сближения иранцев с Арменией раздражали Азербайджан, но никакой серьезной выгоды не сулили. Тегеран рисковал оказаться в связке с проигравшей страной в регионе, где отныне доминировал враждебный ему союз Баку и Анкары", - говорится в статье.
Дополнительным аргументом для Исламской Республики стали попытки Армении наладить отношения с Западом. Еще более важный фактор: сотрудничество Еревана с Вашингтоном окончательно отвернуло от Армении Россию. "Москва фактически дала Азербайджану карт-бланш на решение карабахского вопроса силовым путем. И Тегеран в этой ситуации не захотел быть единственной стороной, которая упрямо поддерживает проигравшего", - пишет автор.
Раньше Тегеран выступал против так называемого "Зангезурского коридора", так как не хотел отдавать азербайджанской стороне контроль над границей с Арменией.
"Но, похоже, Баку и Тегеран смогли найти компромисс — договориться о том, что железная дорога частично пойдет и по иранской территории. Таким образом, Тегеран получит больше возможностей для контроля ситуации. Иранцев такой расклад устраивает. Если проект будет реализован, то они получат и выход к Средиземному морю через Турцию, и железную дорогу до России через Азербайджан. Все эти факторы явно перевешивают значение черноморского транзита через Армению. В идеале Тегерану хотелось бы не отказываться ни от того, ни от другого. Но если надо выбирать, то решение очевидно", - указывается в статье. -0-