Бактерии не виноваты: причиной большинства пневмоний оказались вирусы

03 Июля 2019

ЕРЕВАН, 3 июля. Новости-Армения. Международная группа исследователей пневмонии опубликовала результаты исследования инфекций, вызывающих тяжелые случаи пневмонии у детей в развивающихся странах.

Как говорится в журнале Forbes, согласно опубликованной в журнале Lancet статье, вопреки распространенному мнению, лишь меньшинство случаев этого заболевания вызвано бактериальными инфекциями. Главный же виновник воспаления легких — вирусы (более 60% случаев). Еще 10% случаев составляют грибковые инфекции, процессы с участием возбудителей туберкулеза (риккетсий) и заболевания неизвестной природы.

Пневмония — тяжелое заболевание, ежегодно уносящее жизни около миллиона детей, в основном в развивающихся странах.

Воспалительный процесс в легких вызывает скапливание жидкости в легочных пузырьках, что и приводит к появлению характерных «хрипов», который врач слышит в стетоскоп. Именно эти хрипы во многих случаях остаются единственным диагностическим признаком пневмонии. При их обнаружении больному, как правило, прописывают антибиотики, — вещества, убивающие бактерий, — поскольку до последнего времени считалось, что именно бактерии и являются главной причиной воспаления легких. Более того, в некоторых регионах, включая Россию, антибиотики до сих пор нередко прописывают профилактически, при серьезных простудах и еще до обнаружения каких-либо признаков легочной инфекции. Анализ конкретных причин инфекции — выявление патогенного микроорганизма — проводится крайне редко.

Из результатов, опубликованных учеными, следует, что подавляющее большинство случаев тяжелой пневмонии вызывается вирусами, среди которых главным виновником оказывается респираторно-синцитиальный вирус человека (HRSV) . Он один является причиной около трети случаев, а всего пневмонии вирусной природы составили чуть меньше двух третей от всех случаев заболевания. Антибиотики не эффективны в лечении вирусных инфекций. При этом современные методы диагностики позволяют выявить вирусный характер инфекции достаточно быстро и надежно. По мнению исследователей, разработка противовирусных вакцин может стать перспективным направлением борьбы с детскими пневмониями.

С другой стороны, авторы статьи отмечают, что, если методы диагностики вирусных инфекций станут более доступны в разных регионах мира, это позволит врачам не выписывать антибиотики в тех случаях, когда те заведомо бесполезны. Это позволит резко снизить неоправданное использование антибиотиков.

Широкое применение антибиотиков без надлежащих показаний — одна из причин распространения в мире патогенных бактерий, обладающих множественной устойчивостью, так называемых «супермикробов». Эффективная борьба человечества с бактериальными инфекциями требует постоянной разработки новых и новых антибиотиков, однако их внедрение рано или поздно приводит к появлению у бактерий устойчивости. По мнению экспертов, на сегодняшний день человечество проигрывает в этой гонке. Одна из причин в том, что экономика «большой фармы» не благоприятствует компаниям, инвестирующим в разработку новых антибиотиков. Целый ряд американских компаний, в том числе Allegran, Sanofi, Achaogen, недавно ушли с этого рынка.

Наряду с мерами, стимулирующими разработку и вывод на рынок новых препаратов, ситуацию могло бы изменить сокращение неоправданного использования антибиотиков, в том числе для лечения предварительно диагностированных пневмоний и тем более для их профилактики. Таким способом распространение устойчивых к антибиотикам патогенов могло бы быть замедлено, считают ученые. Результаты описанной научной работы могут способствовать изменению этой практики и помочь человечеству одержать победу в гонке с супермикробами.--0--