О прямых переговорах Еревана и Баку и «измах» армянской власти - АНАЛИТИКА

16.12.2022
ЕРЕВАН, 16 декабря. Новости-Армения. Депутат армянского парламента от фракции «Гражданский договор» Виген Хачатрян заявил на днях, что Россия желает втянуть Армению в войну с Азербайджаном, и что в этой ситуации Армении следует «войти в прямой диалог с Баку».

Хачатрян предложил своё видение выхода из кризиса, который заключается в «прямых переговорах Еревана и Баку», переговорах без российского и любого иного посредничества.

Но разве с 2018 года прямых контактов с Баку не было?

Еще в 2018 году Никол Пашинян говорил о том, что во время саммита глав государств СНГ в Душанбе достиг договоренностей по ряду вопросов с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Баку и Ереван без посредников договорились наладить между собой «оперативную связь», чтобы «сохранить незыблемость режима прекращения огня».

В результате произошла замена институциональных договорённостей, закреплённых при посредничестве МГ ОБСЕ в Вене и Санкт-Петербурге после апрельской войны 2016 года, которые предполагали создание механизмов по международному мониторингу ситуации на линии соприкосновения Арцаха и Азербайджана.

Итогом данных переговоров без посредников стала война 2020 года. Но почему же после 44-дневной войны и таких ужасающих последствий, из Еревана звучат призывы к прямым переговорам с Баку? Как такое может быть, если подобный формат уже завершился исторической катастрофой и гарантировано приведёт к её повторению?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к недавнему прошлому. Так, летом 2019 года в одном из своих выступлений Пашинян заявил, что в политическом смысле «Гражданский договор» является партией, отвергающей разные «измы». Иными словами, у партии нет идеологии или постулатов, на которых зиждется её политический каркас.

Актуальный политический процесс же доказал, что основополагающей идеей для ГД является восприятие Карабаха как единственной основы армяно-азербайджанского конфликта, который, в свою очередь, ставит Армению в зависимость от России.

Элита ГД воспринимает карабахский конфликт как конфликт территориальный, где Армения - агрессор (о чём с трибуны НС заявлял парламентарий от фракции ГД). При этом «приобретения, полученные в результате агрессии», Армения не может удерживать без России, что и ставит Ереван в зависимость от Москвы.

Важно и то, что Турция и Азербайджан не скрывают, что военное присутствие РФ в регионе противоречит их интересам и якобы препятствует их диалогу с Ереваном. 

В этом контексте надо понимать, что именно с избавлением от Арцаха откроется дверь для «преодоления зависимости от РФ» и «региональной кооперации с Баку и Анкарой».

Элита ГД искренне не осознает, что армяно-азербайджанский конфликт – это конфликт не про Карабах. Что это часть более глобального армяно-турецкого конфликта. И его сущностную основу составляет то, что Турция и Азербайджан обрели государственность там, где ранее была армянская государственность, и чтобы нивелировать потенциальные угрозы для себя, Баку и Анкаре жизненно необходимо уничтожить эту самую армянскую государственность.

Понимание этого факта отсутствует в «правящей армянской элите». Более того, в этой среде доминирует идея, будто Турция может заставить Азербайджан мирно сосуществовать с Арменией.

Осознание этой доминирующей идеи «элиты ГД» является фундаментальным для понимания побудительных мотивов деятельности действующей власти и ее стремления даже сейчас вести прямой диалог с Азербайджаном, результаты которого, однако, будут намного хуже результата 2020 года. -0-

Бениамин Матевосян - политолог исследовательского института «Политэкономия», специально для Telegram-канала АМИ «Новости-Армения».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.