ЕРЕВАН, 5 марта. Новости-Армения. Национальное Собрание Армении в четверг в первом чтении приняло закон "О конфискации незаконно нажитого имущества".
Министр юстиции Армении Рустам Бадасян, представляющий проект, отметил, что работы над документом были начаты в начале 2019 года, к ним были привлечены представители различных ведомств, и документ получил оценку от семи-восьми международных организаций.
Министр отметил, что данный проект регулирует внедрение механизма досудебной конфискации незаконно нажитого имущества.
"При наличии такого имущества действует принцип наличия незаконных источников его получения, который может быть опровергнут ответчиком в случае представления законных оснований приобретения имущества", - сказал он.
Бадасян отметил, что данный механизм в различных формах внедрен в Италии, Исландии, Австралии Болгарии, Словении и Великобритании.
Загружается новость ... "Лево"
"Проект преследует цель принять предложенные международными организациями и рекомендательными документами наилучшие показатели в сфере борьбы с незаконным оборотом активов", - сказал он.
В частности, предлагаются новые регламенты функционирования компетентных органов и гражданско-процессуальных процедур, которые позволят осуществлять изучение активов и конфискацию в пользу государства "необоснованных богатств".
"Полномочный орган будет действовать в составе Генеральной прокуратуры, а реализованные функции станут проявлением защиты государственных интересов", - сказал министр.
Он отметил, что основанием для изучения будут определенные сигналы в рамках уголовных дел, "в основном, это проявления коррупционных преступлений, здесь также будут и статьи, касающиеся криминальной субкультуры".
По словам Бадасяна, после получения сигнала от ведущего следствие органа, данный процесс будет протекать независимо от уголовного дела, и уполномоченный орган максимум в течение трех лет подготовит иск и представит его суду.
При этом весь процесс разделен на три основных этапа. На первом орган занимается сбором информации об имуществе и сведений относительно незаконности его приобретения. В случае, если незаконное имущество не было обнаружено, то исследование прекращается.
На втором этапе приглашаются все заинтересованные лица для ознакомления с собранными материалами, а также предоставления объяснений и высказывания позиций.
Третий этап - это рассмотрение дела в суде, которое осуществляется в гражданско-процессуальном порядке.
Бадасян заявил, что имущество подлежит конфискации, если собственник не может доказать, что принадлежащее имущество в размере более 25 млн. драмов (около $52,2 тыс.) обосновывается законными источниками доходов.
Помимо этого, действие закона распространяется на имущество, собственником которого ответчик не выступает, но при этом является его постоянным пользователем.
При этом часть конфискуемого имущества решением суда может быть освобождена из-под ареста для того, чтобы ответчик имел возможность оплатить жилье и услуги адвоката.
В проекте также указывается, что на определенном этапе возможно заключение мирового соглашения, и отмечается, что предметом соглашения не может быть меньше 75% уже выявленного на данном этапе необоснованного имущества.
По предложенным изменениям у депутатов возникли вопросы. В частности, лидер фракции "Просвещенная Армения" Эдмон Марукян указал на то, что непонятно, откуда взята цифра в 25 млн. драмов и указал на то, что этот показатель должен быть повышен. По словам депутата, указанная граница создает потенциально большие проблемы, из-за чего может пострадать невинный гражданин.
На это министр ответил, что разница между указанной суммой имущества и среднегодовой зарплатой в Великобритании составляет 1.7 раза, в Болгарии - 3.3 раза, а в Армении взята за основу разница в 10 раз.
Относительно того, что закон имеет обратную силу, Бадасян отметил, что по одному из дел Европейский суд по права человека указал, что поскольку применённый механизм не несет характер наказания, то суд не счел неприемлемой обратную силу закона.
Ранее премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил во время представления пятилетней программы правительства о том, что правительство обсуждает применение механизма конфискации имущества без обвинительного судебного заключения. По его словам, с позиции Европейского суда по правам человека это считается нормальной практикой в борьбе с коррупцией, то есть, не считается ограничением прав человека. -0-