Ученые выяснили, почему не все болеют коронавирусом

05 Августа 2021

ЕРЕВАН, 5 августа. Новости-Армения. Ученые открыли, почему люди могут не заражаться COVID-19, даже тесно контактируя с больными. Оказывается, существуют три фактора сильной защиты от этой инфекции. Открытие сделано в НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера в Санкт-Петербурге, пишут "Аргументы и факты".

Три карты, которые бьют туза COVID-19

Ученые НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера Роспотребнадзора в Санкт-Петербурге обнаружили факторы, защищающие многих от заражения COVID-19.

«Напряженный научный поиск привел нас к довольно интересным находкам. Повышенной защитой обладают люди с высоким уровнем интерферона альфа, с высоким содержанием лимфоцитов в крови и носители некоторых генетических маркеров. Есть и другие факторы, но по ним исследования только начинаются», - рассказывает директор института, академик РАН Арег Тотолян.

Защитная роль высокого уровня альфа-интерферона была во многом предсказуемой. Это главный противовирусный белок, с его помощью люди защищаются от инфекций, он препятствует проникновению вируса в клетки организма.

«Мы широко используем альфа-интерферон в лечении больных гепатитом С. Применяют его и при ряде других серьезных заболеваний. В 2020 году под нашим наблюдением находилось более 2000 таких больных. Что интересно, ни у одного из них не было подтвержденных случаев COVID-19. Это, конечно, не строгое исследование, проведенное по канонам доказательной медицины, а просто клиническое наблюдение. Но удивительно, что среди такого большого количества пациентов не было коронавирусной инфекции. И первая причина, объясняющая это, — высокий уровень альфа-интерферона в их организме из-за того, что его вводили в качестве препарата», — рассказывает доктор медицинских наук, специалист по заболеваниям печени, профессор Первого Московского государственного медицинского университета им. Сеченова (Сеченовский университет) Алексей Буеверов.

Безусловно, это требует более тщательного изучения. Если все подтвердится, это будет очень хорошей новостью для многих пациентов, вынужденных лечиться альфа-интерфероном. Но назначать такие инъекции для профилактики здоровым людям нецелесообразно и очень дорого. К сожалению, такой же интерферон в виде капель в нос, который можно применять широко, действует недолго. Но исследовать его для защиты от COVID-19 стоит. Есть просто люди, которым присущ высокий уровень интерферона. Но нет широко доступного анализа для их выявления. Его обычно делают только в научных целях.

Убийцы на службе здоровья

Второй защитный фактор, который выделяют ученые из Петербурга, — это особенности генов, кодирующих иммунный ответ. Они выявили два защитных фактора и один предрасполагающий к заражению COVID-19. Но это только начало исследований, по словам Тотоляна, таких генов очень много, как минимум на ближайший год ученые обеспечены работой только в этом направлении.

В этой области работают и другие ученые. Уже сообщалось о совместном исследовании факультета биологии и биотехнологии ВШЭ с коллегами из РНИМУ им. Пирогова и городской клинической больницы № 15. Они показали, что тяжесть течения COVID-19 зависит от наследственных особенностей клеточного иммунитета. Механизмы этого крайне сложны, но в принципе они выглядят так: чем больше клеток поразит вирус, тем больше он размножится, тем тяжелее будет болезнь. И тут особую роль играют Т-киллеры (убийцы). Это особые лимфоциты, клетки иммунной системы, убивающие клетки, заражённые вирусом. Чем активнее они это делают, тем меньше копий вируса синтезируется и тем легче будет болезнь.

«Этот процесс зависит от так называемых человеческих лейкоцитарных антигенов класса I (HLA-I). Говоря упрощённо, они сообщают Т-киллерам, что клетка поражена вирусом и её надо уничтожить. Мы выяснили, что в зависимости от наследственности, то есть от генетических особенностей, HLA-I могут делать это с разной скоростью. Если они не очень активны, заражённые клетки уничтожаются медленно, вирусов производится больше и тяжёлое течение COVID-19 бывает чаще. И наоборот. Теперь мы можем прогнозировать течение коронавирусной инфекции, тестируя генотипы HLA-I. Такое исследование существует, сейчас его в основном проводят перед пересадкой костного мозга», - рассказывает один из авторов исследования, младший научный сотрудник факультета биологии и биотехнологии ВШЭ Степан Нерсисян.

Лимфоциты правят бал

Это исследование перебрасывает мостик к третьему защитному фактору, который обнаружили в НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера: высокому уровню лимфоцитов. Это очень важные клетки иммунной системы. Сниженное количество лимфоцитов (лимфопения) — это один из плохих прогностических признаков в отношении COVID-19. Больные в острой фазе со сниженным числом лимфоцитов переносят инфекцию в более тяжелой форме. И наоборот, хороший уровень лимфоцитов говорит о том, что у человека меньше шансов заболеть, а если он и заболевает, то меньше риск того, что болезнь будет протекать в тяжелой форме. Причем здесь важно не столько их относительное содержание, сколько абсолютное. Процентное содержание может быть нормальным, а абсолютное может быть снижено. Вот это и может быть причиной большей чувствительности к инфекциям.

Количество лимфоцитов, в отличие от других маркеров тяжести течения коронавирусной инфекции, очень легко определить. Они входят в общий развернутый анализ крови, которую берут из пальца. Но, конечно, большое количество лимфоцитов и наличие других факторов защиты от COVID-19 не отменяют вакцинации. Только она обеспечивает доказано эффективную защиту от этой инфекции. Роль всех остальных факторов требует доказательств в больших дополнительных исследованиях.

Этого не скрывает и Тотолян, рассказывая, что защитные факторы не носят абсолютный характер.

«Это напоминает весы: на одной чаше факторы чувствительности, на другой — резистентности, и оценивать их нужно комплексно. К тому же сегодня эти весы могут работать так, а через полгода-год после перенесенных стрессов и других причин (как со знаком плюс, так и со знаком минус) — уже иначе. Например, небольшой стресс — это плюс, а хронический стресс — минус, и он приводит к иммуносупрессии (угнетению иммунитета). На фоне хронического стресса спокойно можно подхватить любое заболевание, в том числе и инфекционное», - говорит Тотолян. -0-