6.7

Свет квазара помог ученым изучить химический состав юной Вселенной

06 Декабря 2012

ЕРЕВАН, 6 дек - Новости-Армения. Спектр самого древнего квазара ULAS J1120 показал, что в юности Вселенной, через 770 миллионов лет после Большого взрыва, его окружали первые в мире звезды, чьи недра не содержали в себе элементов тяжелее водорода и гелия, пишет РИА Новости со ссылкой на статью ученых, опубликованную в журнале Nature.

"Рождение первых звезд было одним из самых важных моментов в истории Вселенной. В этот момент она перестала выглядеть как ранняя Вселенная, смеси из газа и темной материи, и стала похоже на современную Вселенную, с множеством ярких звезд и галактик. И нас удивляет то, насколько рано это произошло, и как быстро завершилась эта трансформация", - заявил руководитель группы астрофизиков Роберт Симко (Robert Simcoe) из Массачусетского технологического института (США).

Симко и его коллеги обратили свое внимание на квазар ULAS J1120 сразу после его открытия в июле 2011 года. Данный объект расположен в созвездии Льва и удален от нас на 12,9 миллиарда световых лет, что делает его самым далеким квазаром, известным человечеству. Высокая яркость и почтенный возраст этого объекта сделали его предметом пристального внимания астрономов со всего мира.

Авторы статьи попытались использовать свет квазара для изучения химического состава газа и звезд в его окрестностях. Для этого ученые проанализировали его спектр при помощи специального инфракрасного спектрометра, который был подключен к телескопу "Магеллан" в чилийской обсерватории Лас-Кампанас.

Как утверждают Симко и его коллеги, спектрометр FIRE их собственной разработки увеличил спектральное разрешение телескопа в 12 раз, что позволило ученым определить химический состав молекул, которые лучи света "прошили" на пути от квазара к Земле. В ходе анализа спектра астрофизики отсеяли данные о химическом составе "современной" части Вселенной и оставили только те данные, которые относились к первым эпохам после Большого взрыва.

Оказалось, что спектр ULAS J1120 практически не содержал в себе характерных темных участков, возникающих в результате поглощения лучей квазара молекулами или атомами астрономических "металлов" - элементов тяжелее водорода и гелия. Это означает, что газовые облака и звезды в эту эпоху развития Вселенной практически полностью состояли из водорода.

Ученые провели ряд дополнительных замеров и сеансов моделирования для проверки результатов на прочность. Повторная проверка показала, что в спектре ULAS J1120 действительно отсутствуют линии поглощения, связанные с кислородом, кремнием, железом, магнием или другими астрономическими металлами.

Это означает, что астрофизикам удалось найти в истории Вселенной ту эпоху, во время которой существовали особые звезды-"первенцы". Первое поколение звезд после Большого взрыва значительно отличалось от современных светил - они были тяжелее Солнца в 200-300 раз и гораздо горячее его.

Для зарождения таких звезд требовались особые "звездные ясли" - огромные облака молекулярного водорода, лишенные даже незначительных примесей астрономических металлов. Особые условия формирования и короткий срок жизни объясняют то, почему ученые так и не нашли ни одной из них.

Симко и его коллеги планируют изучить другие далекие квазары для подтверждения данных, полученных при изучении спектра ULAS J1120. Вполне возможно, что астрономам удастся не только подтвердить свои выводы, но и найти "следы" первых звезд во Вселенной. -0-