6.6

Астрономическая камера DEC приступила к поискам темной энергии

18 Сентября 2012

ЕРЕВАН, 18 сен - Новости-Армения. Астрономическая цифровая камера DEC с разрешением матрицы в 570 мегапикселей, установленная в чилийской обсерватории Серро-Тололо, сделала первые снимки ночного неба и приступила к поискам темной энергии, передает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу коллаборации Dark Energy Survey.

Темная энергия - во многом загадочная субстанция космического пространства, однако именно она, по мнению ученых, ответственна за все ускоряющееся расширение Вселенной. Этот вид энергии невозможно обнаружить напрямую при помощи современных астрофизических приборов, из-за чего ученые пытаются "поймать" ее по косвенным признакам.

Проект Dark Energy Survey проводится силами американской Национальной ускорительной лабораторией Ферми (FermiLab) при содействии исследовательских институтов и университетов Бразилии, Великобритании, Испании, Германии и других стран. Основная цель этого проекта - прояснить природу и сущность темной энергии.

Для этого астрономы и инженеры разработали специальную цифровую камеру DEC, способную получать высококачественные снимки ночного неба разрешением в 570 мегапикселей. Она состоит из 62 отдельных матриц, данные с которых объединяет и обрабатывает компьютерный алгоритм.

В отличие от обычных цифровых камер, сенсор DEC обладает повышенной чувствительностью к инфракрасному излучению. По словам ученых, это устройство способно одновременно фотографировать около 100 тысяч галактик, свет от которых может путешествовать до Земли свыше 8 миллиардов лет.

"Исследование Dark Energy Survey поможет нам понять, почему Вселенная расширяется с ускорением, а не замедляется из-за действия гравитации. Весьма радует, что все усилия людей, участвовавших в проекте, соединились и воплотились в результат", - сказала Брэнна Флоуэр (Brenna Flaugher) из Национальной ускорительной лаборатории Ферми.

Астрофизики полагают, что эта камера поможет им использовать высококачественные снимки крупных скоплений галактик для определения того, как "комки" темной энергии влияют на спектр и другие характеристики видимого и инфракрасного света. Коллаборация планирует приступить к первым научным исследования в декабре 2012 года, после проверки и калибровки камеры. По расчетам астрофизиков, за пять лет работы камера успеет подготовить карту восьмой части неба с рекордно высоким разрешением.

Кроме того, ученые планируют открыть программу открытого доступа к камере, что позволит другим астрономам использовать DEC для наблюдения за астероидами, звездами и другими небесными телами.

"Мы рады, что сможем вывести камеру в онлайн-режим и сделать ее доступной для астрономического сообщества при помощи программы открытого доступа к телескопам, которую предоставляет Национальная астрономическая оптическая обсерватория (NOAO). Эта программа позволит астрономам использовать новый мощный инструмент для изучения сложнейших вопросов нашего времени, самым интересным из которых, на мой взгляд, является природа темной энергии", - заключил Крис Смит (Chris Smith), директор обсерватории Серро-Тололо. -0-