Неожиданно: курение помогает клеткам закрыться от коронавируса

16 Сентября 2021

ЕРЕВАН, 15 сентября. Новости-Армения. Курильщики тяжело переносят COVID-19 — тому есть много свидетельств, и причины этого более или менее известны. Например, мы писали об одном исследовании сотрудников Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе: они выяснили, что из-за табачного дыма у клеток падает активность интерферонов — сигнальных иммунных белков, которые играют чрезвычайно важную роль в противовирусном иммунитете. Об этом пишет "Наука и жизнь".

Но не всё так однозначно. Есть данные, что курильщики реже подхватывают новый коронавирус. Почему так может происходить, объясняют в Scientific Reports исследователи из Университета Хиросимы. В табачном дыме есть так называемые полициклические ароматические углеводороды, или ПАУ, которые взаимодействуют с Ah-рецепторами (AHR). Ah-рецепторы управляют активностью множества различных генов: почувствовав ПАУ, они передают сигнал внутрь клеточного ядра, заставляя те или иные гены работать интенсивнее.

В первую очередь, Ah-рецепторы активируют те гены, которые нужны, чтобы уничтожить ксенобиотики, те самые ПАУ. Но сейчас исследователи обнаружили, что Ah-рецепторы влияют ещё и на ген, кодирующий другой рецептор — ACE2. В последнее время ACE2 стал исключительно известным даже в не очень научных кругах: дело в том, что коронавирус SARS-CoV-2, чтобы проникнуть в клетку, должен провзаимодействовать с ACE2. То есть, чем больше на клетке рецептора ACE2, тем больше у неё шансов заразиться коронавирусом. В то же время активность гена ACE2 зависит от активности другого гена, CYP1A1: чем активнее CYP1A1, тем менее активен ACE2. А рецепторы Ah как раз стимулируют активность гена CYP1A1.

В экспериментах использовали клетки эпителия полости рта, лёгких и печени — они синтезируют особенно много ACE2. Их в течение суток обрабатывали экстрактом с веществами из сигаретного дыма. Чем больше было экстракта, тем активнее в клетках лёгких и печени был ген CYP1A1, и тем меньше у них было рецептора ACE2. (На клетки полости рта экстракт с сигаретным дымом действовал так же, но слабее.) А чем меньше рецептора ACE2, тем меньше у вируса шансов проникнуть в клетку.

Исследователям удалось найти вещества, которые имитировали бы такой эффект дыма — это 6-формилиндоло[3,2 – b]карбазол (или FICZ), который образуется из аминокислоты триптофана, и омепразол, лекарственное средство, подавляющее выделение желудочной кислоты. И FICZ, и омепразол через Ah-рецепторы ослабляли синтез «коронавирусного» рецептора ACE2.

Отсюда не следует, что нужно немедленно начать пить омепразол, чтобы защититься от коронавируса. Эксперименты ставили с культурами клеток, растущими в питательной среде в лабораторных условиях. Остаётся большой вопрос, как это всё происходит у человека. Дело в том, что по поводу уровня рецептора ACE2 у курящих и некурящих есть данные, которые прямо противоречат вышеописанным результатам. В прошлом году рассказывалось об одном исследовании, опубликованном в European Respiratory Journal — в нём говорилось, что в лёгочных клетках курильщиков белка ACE2 содержится больше, чем у некурящих. Может быть, здесь нужно учитывать стаж курения и интенсивность, но, так или иначе, клеточные результаты остаются клеточными, и с практическими рекомендациями тут лучше повременить. -0-