Украинский кризис частично реанимировал некоторые концепции «холодной войны» – эксперт
ЕРЕВАН, 1 июл – Новости-Армения. Украинский кризис частично реанимировал некоторые военно-стратегические концепции времен «холодной войны», заявил в среду руководитель департамента политических исследований Института Кавказа Сергей Минасян представляя аналитический доклад«Военно-политическое измерение украинского конфликта: «гибридные» уроки для постсоветского пространства».
«Украинский кризис позволил апробировать некоторые новые и оценить релевантность многих давно имеющихся методов и форм вооруженной борьбы. В нем сочетались подходы, типичные для конфликтов на постсоветском пространстве более четверти века назад, с принципиально новыми и современными военно-политическими или военно-техническими элементами», - сказал Минасян.
По его словам, в военно-стратегической и военно-технической сферах украинский кризис не знаменовал собой революцию, а скорее демонстрировал эволюцию способов и методов вооруженной борьбы последних десятилетий. «Тем самым украинский кризис даже частично реанимировал некоторые военно-стратегические концепции времен «холодной войны», - подчеркнул он.
Как отмечается в аналитическом докладе, украинский кризис, по всей вероятности, явился самым масштабным военно-политическим событием на европейском континенте после окончания «холодной войны», распада Восточного блока и исчезновения СССР.
«Важной особенностью его стала «гибридность», причем не только в его чисто военной составляющей, в соответствие с проецированием на него модной ныне концепции «гибридных войн». В историческом плане вполне можно найти сходства украинского кризиса с постсоветскими этнополитическими конфликтами 1990-х гг., а своими стратегическими и глобальными последствиями он дал повод многим исследователям и политикам утверждать о начале чуть ли новой «холодной войны», со всеми явными и неявными военно-политическими аналогиями»,- отмечает Минасян.
Наряду с этим, по словам автора, украинский кризис, особенно его начальная вооруженная фаза, в своем внутреннем измерении весьма напоминал войны позднего европейского феодализма с их частными армиями из разномастных ландскнехтов, наемников и отставных военных самой различной этнической, идеологической и социальной принадлежности.
Говоря об аналогиях между украинским и нагорно-карабахским конфликтами, автор подчеркивает, что параметры нынешней военно-политической ситуации вокруг Нагорного Карабаха не позволяют причислять ее к классической «гибридной войне», хотя по некоторым признакам к ней можно относить боевые действия в 1990-1994 гг.
«Скорее, в настоящее время военно-политическая ситуация вокруг Нагорного Карабаха может характеризоваться как «конфликт низкой интенсивности», что проявляется в постоянных, хотя и относительно локальных боевых столкновениях вдоль линии фронта, но приводящих к чувствительным жертвам со всех сторон», - пишет он.
С другой стороны, по его словам, если на данный момент применение термина «гибридная война» к карабахскому конфликту не вполне корректно, это не значит, что она невозможна в принципе или в перспективе.
Одним из специфических военно-политических итогов украинского кризиса, по мнению автора, может стать уход Украины с рынка вооружений постсоветского пространства.
«Весь постсоветский период Украина была одним из основных поставщиков оружия странам Южного Кавказа (особенно Азербайджану и Грузии)... Впрочем, на постсоветском рынке вооружений в последние годы и так уже происходит серьезное перераспределение экспортеров. Например, в оружейном импорте Азербайджана Украину все более уверенно заменяет Россия», - пишет он.
По словам Минасяна, его работа не преследует цели показать всю динамику и хронологическое развитие украинского кризиса, начиная с февраля 2014 г, «тем более что, по всей видимости, его военная и уж тем более – политическая фазы еще весьма далеки от завершения». -0-
