Армения способна внести весомый вклад в общую оборону стран ОДКБ, но не может этого сделать из-за сложного геополитического положения, пишет издание Военно-промышленный курьер.
Согласно изданию, ситуация в ОДКБ изменилась в феврале 2009 года, когда союзники пришли к выводу о необходимости иметь Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ (вместо абсолютно виртуальных Сил быстрого реагирования). Это, по мнению автора, стало первым практическим шагом, превращающим организацию в военный блок не на словах, а на деле.
Издание отмечает, что сразу после этого всплыли на поверхность проблемы, из-за которых КСОР поначалу следовало бы считать не коалиционным, то есть включающим подразделения военнослужащих семи стран, а фактически российско-казахстанским формированием (для его появления никакая ОДКБ не требовалась, достаточно было двустороннего соглашения между Москвой и Астаной).
«Такая ситуация объясняется тем, что армии Таджикистана и Киргизии оказались слишком малы и недееспособны, чтобы внести хоть какой-то весомый вклад в общую оборону. Армения в принципе хочет и способна это сделать, но не может из-за крайне сложного геополитического положения. Вот почему каждое из этих трех названных государств выделяло для мероприятий КСОР, хорошо, если роту, а иногда и взвод», - отмечается в публикации.
Автор пишет, что Минск и Ташкент в состоянии предоставить военные контингенты, «но вместо этого занялись откровенным саботажем ради достижения своих политических целей».
Президенты Белоруссии и Узбекистана в июне 2009-го даже отказались подписывать соглашение о создании КСОР. Если для Александра Лукашенко присоединение его страны к данной структуре стало предметом торга, то Ислам Каримов занял по отношению к КСОР откровенно враждебную позицию.
Узбекистан ни разу не принял хотя бы формального участия ни в одних совместных учениях, при этом практически не скрывал, что своими главными противниками считает соседей (де-юре союзников по ОДКБ!) – Киргизию и Таджикистан. А помимо них (что, правда, выражается в более завуалированной форме) – Казахстан. Особенно негативно узбекский президент отнесся к идее размещения на юге Киргизии второй российской военной базы», - пишет издание.
Автор напоминает также, что в прошлом году Александр Лукашенко, наконец-то подписавший договор о КСОР и направивший в их состав воздушно-десантную бригаду (что сразу сравняло Белоруссию с Казахстаном по размеру контингента в составе коллективных сил, превратившихся в российско-казахстанско-белорусское формирование), с характерной для него прямотой предложил Узбекистану определиться, нужно ли ему членство в ОДКБ.
В публикации говорится, что сформулировать и задать подобный вопрос должны были российские лидеры. Однако в Москве, похоже, до сих пор питают иллюзии относительно искреннего желания некоторых наших соседей являться надежными союзниками России.
«Понимать, что удерживать в военно-политическом альянсе, прибегая к различным мерам, подобного «союзника», который хуже любого противника, бессмысленно и опасно, в Москве принципиально не хотели и не хотят до сих пор. К счастью, Каримов все сделал сам. Вторичный уход Узбекистана из ОДКБ следует считать одним из наиболее благоприятных событий в истории организации. По сути, из нее ускакал троянский конь. Официальное объяснение данного шага следующее: Ташкент-де не согласен со «стратегическими планами ОДКБ на афганском направлении» (что конкретно имеется в виду, не уточняется), а также с намерением еще более укреплять военное сотрудничество в рамках блока. Второе особенно показательно: Узбекистан не устраивает как раз то, ради чего и создавалась ОДКБ», - отмечает издание.
По мнению автора, поступок Ислама Каримова, конечно, прямое оскорбление в адрес Владимира Путина, который в начале июня специально посетил Узбекистан, чтобы убедить коллегу присоединиться к интеграционным проектам. «Говорить же об «ослаблении позиций России», как минимум, абсурдно. Наоборот, именно теперь Москва получила возможность построить нормальный
военный альянс по единому замыслу (реализует ли она эту возможность – уже другой вопрос).
Абсолютно очевидно, что отнюдь не снизился потенциал ОДКБ, поскольку ни один узбекский взвод ни единой секунды в этот потенциал не входил. И вообще очень хорошо, когда псевдосоюзник превращается в открытого… скажем мягко, несоюзника. Это очень сильно», - говорится в публикации.—0--