Возможное участие стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахской проблемы на подписании армяно-турецких протоколов не означает увязку этого вопроса с Карабахом, считает политолог Армен Минасян.
Об этом Минасян сказал, комментируя заявление премьер-министр Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что он хотел бы, чтобы на подписании присутствовали представители стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
«Премьер-министр Турции сделал это заявление в такой формулировке, чтобы дать возможность для разных интерпретаций.», - сказал эксперт.
Он отметил, что в первую очередь надо раз и навсегда различать сопредседателей Минской группы от стран, сопредседательствующих в МГ. «С этой точки зрения, уверен, что в армяно-турецких протоколах не примут участие Юрий Мерзляков, Бернар Фасье и Роберт Брадке», - сказал эксперт.
«Даже если представители стран-сопредседателей будут присутствовать на этом событии, скорее всего, они сделают это на уровне министров иностранных де», - отметил Минасян.
По его словам в их присутствии не нужно искать сюрприза. «Всем известно, что в сегодняшней системе международных отношений, постоянные члены Совета безопасности ООН в лице России, Франции, Великобритании и Китая, в том или ином формате вовлечены в процессах урегулирования конфликтов во всех регионах мира», - сказал политолог.
Он пояснил, что это означает, что присутствие стран-членов СБ ООН на подписании армяно-турецких протоколов никоим образом не предполагает, что армяно-турецкое урегулирование и нагорно-карабахский конфликт взаимосвязаны.
«Говоря о формулировке Эрдогана, необходимо отметить что он намеренно сузил список приглашенных, так как практически со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что будет присутствовать министр иностранных дел Швейцарии», - подчеркнул эксперт.
Политолог не исключил также участия в подписании высокопоставленных чиновников из Евросоюза и других стран, заинтересованных в армяно-турецком урегулировании.
Минасян также обратил внимание на то, что этим заявлением турецкий премьер также хотел создать впечатление, что Анкара в этом случае выступает как «приглашающая сторона», тогда как страны сами выразили желание участвовать в подписании.
Он добавил, что, «в том же интервью Эрдоган заявил, что встреча Серж Саргсян – Ильхам Алиев не имеет никакого отношения к армяно-турецким отношениям».
МИД Турции и Армении, а также Департамент иностранных дел Швейцарии 31 августа 2009 года заявили, что на переговорах при посредничестве Швейцарии, достигнута договоренность о начале "внутренних политических консультаций", касающихся подписания армяно-турецких документов - "Протокола об установлении дипотношений" и "Протокола о развитии двусторонних отношений". Политические консультации планируется завершить в течение шести недель, вслед за этим будут подписаны два протокола, которые будут переданы на утверждение парламентов двух стран. Ожидается, что 10 октября Армения и Турция подпишут протокол об открытии границы и установлении дипломатических отношений.
Между Арменией и Турцией отсутствуют дипломатические отношения, а армяно-турецкая граница закрыта с 1993 года по инициативе официальной Анкары.
Сложные отношения между двумя странами вызваны рядом обстоятельств, связанных, в частности, с поддержкой Анкары азербайджанской позиции в карабахской проблеме, а также острой реакцией Турции на процесс международного признания Геноцида армян 1915 года в Османской империи.
Первые подвижки в отношениях начались с 6 сентября 2008 года, когда президент Турции Абдуллах Гюль впервые прибыл в Ереване по приглашению президента Армении Сержа Саргсяна для совместного просмотра футбольного матча между сборными Армении и Турции в рамках отборочного цикла чемпионата мира 2010 года. В ходе визита главы двух государств обсудили возможности налаживания двусторонних отношений. - 0-