Президент Армении Серж Саргсян считает, что в Армении и Турции есть силы, которые хотят сорвать процесс нормализации армяно-турецких отношений.
В интервью ведущему программы «Вести в субботу» Сергею Брилеву глава армянского государства отметил, что инициатива армянской стороны пригласить в 2008 году президента Турции в Армению и начать переговорный процесс по установлению дипломатических отношений и открытию границ между Турецкой республикой и республикой Армения является не конкретной программой, а, скорее всего, это попытка создать относительно сносную обстановку, при которой возможен диалог в XXI веке между соседними странами.
Глава государства сказал, что попытки такие были и раньше - и первый президент, и второй президент Армении проявили инициативу, и была турецкая инициатива, но эти процессы зашли в тупик.
«И сейчас тоже нет 100-процентной гарантии, что процесс не сорвется. Много скептиков, но, как говорится, дорогу освоит идущий, и я прекрасно понимаю, что и в Армении, и в Турции есть силы, которые хотят сорвать процесс. Кстати, такие силы есть и в третьих странах. Но, в отличие от тех процессов, которые были раньше, я считаю, что нынешний процесс имеет одно отличие - это самый публичный и открытый процесс, который был когда-либо с Турками», - подчеркнул глава государства.
«Между нашими обществами есть противостояние, есть вражда, есть большое недоверие, и это все не надуманное. Это не вражда политических элит, это не персонифицированная вражда, это не ситуационное явление. Все это является результатом той страшной страницы в истории Армении, которая была совершена в Османской империи, является результатом геноцида. И если когда-либо нам удастся нормализовать отношения, то для этого необходима политическая воля руководителей - как Армении, так и Турции, но необходимо и вовлечение нашего общества в этот процесс. Наши общества должны знать о деталях такого урегулирования», - добавил президент.
Отвечая на вопрос, какие условия должны быть выполнены для того, чтобы президент Армении отправился в Турцию на ответный матч национальных футбольных сборных двух стран, Серж Саргсян ответил: «Мы изначально договорились, что мы начинаем переговорный процесс и двигаемся вперед без каких-либо предусловий, поэтому у меня нет никаких условий. Но, хотим мы этого или не хотим, эти два матча футбольных стали составной частью политического процесса, этот процесс пока находится в динамике, и все зависит от этой динамики».
МИД Турции и Армении, а также Департамент иностранных дел Швейцарии 31 августа 2009 года заявили, что на переговорах с Арменией, которые ведутся при посредничестве Швейцарии, достигнута договоренность о начале "внутренних политических консультаций", касающихся подписания "Протокола об установлении дипотношений" и "Протокола о развитии двусторонних отношений". Политические консультации планируется завершить в течение шести недель, вслед за этим будут подписаны два протокола, которые будут переданы на утверждение парламентов двух стран.
Между Арменией и Турцией отсутствуют дипломатические отношения, а армяно-турецкая граница закрыта с 1993 года по инициативе официальной Анкары.
Сложные отношения между двумя странами вызваны рядом обстоятельств, связанных, в частности, с поддержкой Анкары азербайджанской позиции в карабахской проблеме, а также острой реакцией Турции на процесс международного признания Геноцида армян 1915 года в Османской империи.
Первые подвижки в отношениях начались с 6 сентября 2008 года, когда президент Турции Абдуллах Гюль впервые прибыл в Ереване по приглашению президента Армении Сержа Саргсяна для совместного просмотра футбольного матча между сборными Армении и Турции в рамках отборочного цикла чемпионата мира 2010 года. По окончании матча турецкий лидер пригласил своего армянского коллегу присутствовать на ответном матче футбольных сборных двух стран в Турции 14 октября 2009 года.--0--
Читайте новости первыми и обсуждайте их — в нашем Telegram-канале