Сирийско-турецкое сближение, наблюдаемое с приходом к власти президента Башара Асада в 2000 году, оказало в некотором смысле влияние на отношения между Арменией и Сирией, считает армянский востоковед Сурен Манукян.
По его словам, до этого сирийско-турецкие отношения были натянутыми, чреватыми даже военными столкновениями,
«С 2000 года, когда президентом Сирии стал сын Хафиза Асада, Башар Асад отношения между Сирией и Турцией неуклонно развиваются», - сказал Манукян во вторник в Международном пресс-центре «Новости».
Он подчеркнул, что стороны решают все спорные вопросы, даже такую сложную проблему как использование водных ресурсов Евфрата.
«Обе страны отодвинули все проблемы на второй план, рассматривая в качестве основной проблемы курдский фактор», - отметил эксперт. По его словам, с учетом наличия на севере Ирака полунезависимого курдского государства этот фактор не может не рассматриваться в двух странах в качестве угрозы.
Манукян подчеркнул, что именно с сирийско-турецким сближением эксперты связывают некоторые вопросы возникшие в армяно-турецких отношениях, в частности, определенные изменения сирийской позиции в вопросе Геноцида армян.
Вместе с тем, эксперт напомнил, что президент Сирии Башар Асад во время встречи с министром иностранных дел Армении Эдвардом Налбандяном выразил удовлетворение улучшением армяно-турецких отношений.
В этой связи Манукян отметил, что завтрашний визит президента Сирии в Ереван умещается в формате изменений армяно-турецких отношений. «Это самый удобный случай, когда президент Сирии может прибыть в Армению, не обидев Турцию, которая становится стратегическим партнером для сирийцев», -отметил эксперт.
Он сказал, что сирийская и турецкая пресса не исключают того, что Сирия может стать посредником в процессе улучшения армяно-турецких отношений.
Между Арменией и Турцией отсутствуют дипломатические отношения, а армяно-турецкая граница закрыта с 1993 года по инициативе официальной Анкары. Турция выдвигает ряд предусловий для налаживания двусторонних отношений, в частности отказ Армении от политики международного признания геноцида армян в Османской империи в годы Первой мировой войны, когда было истреблено около полутора миллиона армян. Кроме того, Турция занимает откровенно проазербайджанскую позицию по проблеме Нагорного Карабаха.
Первые подвижки в активизации армяно-турецких отношений начались с 6 сентября 2008 года, когда президент Турции Абдулла Гюль впервые прибыл в Ереване по приглашению президента Армении Сержа Саргсяна для совместного просмотра футбольного матча между сборными Армении и Турции. По окончании матча турецкий лидер пригласил своего армянского коллегу присутствовать на ответном матче футбольных сборных двух стран в Турции 14 октября 2009 года. Этот визит получил название "футбольной дипломатии" и широко освещался в мировой прессе.
МИД Армении и Турции, а также федеральный департамент иностранных дел Швейцарии выступили 22 апреля с совместным заявлением об урегулировании отношений, в котором говорится об установлении «дорожной карты». --0--