В.Акопян: подписание соглашения с ЕС – это месседж, что Армения придерживается европейской системы ценностей
25.11.2017,
21:18
Политтехнолог Виген Акопян рассказал в интервью агентству "Новости-Армения" о том, что предполагает новое Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС и какие возможности оно открывает для Армении
ЕРЕВАН, 25 ноября. Новости-Армения. Армения подписала накануне в Брюсселе соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с ЕС. Документ формирует новую платформу для укрепления политического и экономического сотрудничества между Арменией и ЕС. Соглашение вступит в силу после того, как все 28 стран-членов ЕС и Армения ратифицируют его.
О том, что предполагает соглашение и какие возможности оно открывает для Армении, в интервью агентству "Новости-Армения" рассказал политтехнолог Виген Акопян.
"Новости-Армения" - Между Арменией и ЕС подписан новый документ, что он из себя представляет и чем отличается от предыдущих?
В.Акопян - Данный документ представляет собой протокол о намерениях - это общий рамочный документ, в котором есть различные статьи, которые преимущественно носят декларативный характер. В целом, в нем нет ничего нового и особого, чего бы не было в предыдущих соглашениях с ЕС. По сути, документ содержит в себе описание той ситуации, которая уже существовала между Арменией и ЕС до заключения данного соглашения. Просто пришло время и появилась необходимость в адаптации соглашения к новым условиям.
"Новости-Армения" - Может ли данное соглашение повлиять на взаимоотношения Армении с партнерами в ЕАЭС и членством нашей страны в этом Союзе?
В.Акопян - Армения не является исключительной страной, которая, будучи членом ЕАЭС, старается наладить взаимоотношения с ЕС. До Армении этот опыт был у Казахстана – страны учредителя ЕАЭС, которая 21 декабря 2015 года заключила с ЕС рамочное соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве. Это соглашение если и отличается от подписанного Арменией названием, по сути представляет из себя то же самое рамочное соглашение, приблизительно с одинаковым содержанием, и оно было нормально воспринято партнерами по евразийскому сообществу, и в первую очередь со стороны России. Так что в контексте ЕАЭС вряд ли возникнут какие-либо проблемы.
"Новости-Армения" - Армения подписала соглашение без, так называемого, экономического блока, что это подразумевает?
В.Акопян – Подобная формулировка означает, что в документе не учтена самая важная составляющая договора об Ассоциации – участие в зоне свободной торговли с ЕС, что в принципе вполне нормально, поскольку сложно представить, что можно сопоставлять одновременно две зоны свободной торговли и различные режимы. Однако это не означает, что в соглашении абсолютно не предусмотрено экономической составляющей, в большинстве своем они также носят декларативный характер, в частности, что стороны будут поощрять свободное передвижение товаров и прочие формулировки, которые, в целом, действуют и сейчас.
"Новости-Армения" - Самый главный вопрос, который интересует армянское общество в связи с подписанием соглашения – какие выгоды оно нам принесет?
В.Акопян – В целом, соглашение - это чисто политический документ – протокол о намерениях, который дает месседж всему миру, что Армения придерживается европейской системы ценностей, а не восточной или диктаторской или иной формы правления, а европейские ценности являются основополагающими для Армении.
Самое главное, что Армения с помощью данного соглашения пытается диверсифицировать свою внешнюю политику, на которой основывается также и экономика. Даже в плане идеологии внешней политики тут нет ничего оригинального, поскольку Армения как минимум с конца 2000-ых декларировала политику комплементаризма. Сейчас это слово уже не в тренде, но по сути это означает то же самое – мы пытаемся диверсифицировать свою внешнюю политику.
Это всегда важно, поскольку всегда есть какая-нибудь альтернатива, особенно учитывая то, что у нас есть такой сложный вопрос, как нагорно-карабахский, где часть сопредседателей Минской группы ОБСЕ являются представителями Запада, и с ними тоже всегда надо работать.
В Армении у определенной части общества существует паразитическое мышление, когда мы ищем выгоду от членства в той или иной структуре, будь то ЕАЭС или ЕС, но не хотим понять одного – любой формат, в который вступает страна - в первую и главную очередь открывает новые возможности и рынки.
Однако если у страны нет продукции, с которой она может выйти на эти рынки, то абсолютно не имеет значения, на какой рынок появилась новая возможность выхода, потому что все равно нет необходимого предложения. К примеру, в ЕАЭС постоянно возникает спрос, поскольку это огромный рынок, однако Армения не имеет серьезных объемов производства – и это возможность, которой необходимо воспользоваться. Если завтра мы сможем наладить сотрудничество с БРИКС или АСЕАН, то это тоже возможности, а не только прямая выгода. Это возможности, а сможем мы ими воспользоваться или нет, это другой вопрос. Сейчас у Армении в принципе получается довольно интересная ситуация – в плане ЕАЭС все понятно – есть режим свободной торговли, с европейцами – GSP+, с американцами тоже, но мы этим сейчас не пользуемся, поскольку линейка экспортируемой продукции очень узкая и традиционная.
В политическом плане у нас создается зона комфорта и режим благоприятствования, в котором ты можешь маневрировать, в этом плане это хороший документ, тем более что выбранные формулировки вполне нормальные и не спорные и все цивилизованное общество их воспринимает.
Нет страны, которая бы выступала против демократических институтов и защиты прав человека, все зависит от того, как это будет потом действовать на практике. Для европейцев это конечно дополнительная возможность влиять на процессы в Армении, так как если ты взял на себя какие-то обязательства, то они будут пытаться контролировать, это дополнительная возможность влиять на процессы, иногда давить, иногда уступать, это все нормально. И вообще все страны, которые идут на такие форматы и союзы, они всегда должны быть готовы, что они какую-то часть своей самостоятельности, а иногда и суверенитета, должны будут уступить и пожертвовать.
"Новости-Армения" - Армянское общество больше всего интересует возможность внедрения безвизового режима с ЕС. Как Вы считаете, как скоро армянам стоит ожидать возможности безвизовой поездки в страны Шенгена?
В.Акопян - Огромный интерес к этому вопросу в армянском обществе вызван тем, что на данный момент общество только в этом видит свою выгоду. Не думаю, что это будет очень быстрым процессом, хотя конечно, в данном направлении будут проводиться различные работы. Я вижу перспективу, но не думаю, что было бы наивностью считать, что данный вопрос решится в ближайшие 2-3 года, поскольку необходимо предпринять очень много шагов для изменения законодательства. Это должны быть не только законодательные изменения, но и политическая воля и решения, поскольку Европа будет оценивать выполнение обязательств, и ставить их в зависимость от политической конъюнктуры: если она будет выгодна для них, то ответ будет положительным. Именно поэтому, на решение данного вопроса потребуется определенное время. Не надо забывать, что даже при подписании соглашения об Ассоциации Украине и Грузии понадобилось минимум 2-3 года для того, чтобы перейти на безвизовый режим, причем не в том варианте, на который они рассчитывали, поскольку предусмотрены ограничения на период нахождения на территории ЕС. Конечно, будут предприняты не только заявления, но и конкретные действия по либерализации визового режима, венцом которых должен стать безвизовый режим, но я не думаю, что это будет такими темпами, на которые многие наивно рассчитывают.
"Новости-Армения" - В соглашении указывается также и карабахский вопрос. Дает ли это какой-либо шанс на то, чтобы урегулирование конфликта сдвинулось с места?
В.Акопян - Процессом карабахского урегулирования занимается Минская группа ОБСЕ, которая базируется на трех основных принципах – не применения силы/угрозы применения силы, право народов на самоопределение и территориальная целостность. В данном документе заложен и зафиксирован тот же принцип - ЕС руководствуется подходами МГ ОБСЕ. Думаю, что это важно в политическом плане, поскольку закрепляется право на самоопределение, но в практическом смысле не думаю, что это будет иметь какое-либо значение и воздействовать на ход переговоров, потому страны, которые принимают данные принципы, каждый вкладывает в них свой смысл. Урегулирование конфликта может продвинуться только в том случае, если геополитические силы достигнут консенсуса относительно прессинга на одну из сторон. В этом плане важно, что в документе закреплены основные подходы, но я не думаю, что в практическом плане это приведет к каким-то конкретным результатам.
"Новости-Армения" - Фактически, документ содержит декларативные положения. Означает ли это, что все останется только на бумаге, и есть ли какие-либо сроки по их внедрению?
В.Акопян – Не думаю, поскольку сейчас это просто протокол о намерениях, но по идее, каждый пункт документа должен быть реализован. Следующим шагом должно стать то, что в дальнейшем Ереван и Брюссель должны будут сесть за стол переговоров и обсуждать поэтапную реализацию, каждый пункт должен быть адаптирован, а армянские законы приведены в соответствие с европейскими требованиями. Вот на данном этапе могут возникнуть вопросы и все они будут решаться посредством переговоров. Продуктивность документа будет зависеть от того, насколько Армения будет готова и насколько подходы обеих сторон будут совпадать. Ярким примером является закон о семейном насилии, который активно продвигается в Армении, но сложно воспринимается армянским обществом.
При этом документ не предусматривает никаких сроков по реализации тех или иных положений. Для меня самым проблемным был пункт по Армянской АЭС. Однако даже в нем нет никаких ограничений по срокам реализации и необходимости закрыть АЭС и создать ей безопасную альтернативу. Даже в этом вопросе они не ограничивают нашу ограничивают свободу – иметь или нет другую атомную станцию, строить новую безопасную экологическую станцию. Практически возможно ее когда-нибудь закрыть, но параллельно создать иную альтернативу. –0-
О том, что предполагает соглашение и какие возможности оно открывает для Армении, в интервью агентству "Новости-Армения" рассказал политтехнолог Виген Акопян.
"Новости-Армения" - Между Арменией и ЕС подписан новый документ, что он из себя представляет и чем отличается от предыдущих?
В.Акопян - Данный документ представляет собой протокол о намерениях - это общий рамочный документ, в котором есть различные статьи, которые преимущественно носят декларативный характер. В целом, в нем нет ничего нового и особого, чего бы не было в предыдущих соглашениях с ЕС. По сути, документ содержит в себе описание той ситуации, которая уже существовала между Арменией и ЕС до заключения данного соглашения. Просто пришло время и появилась необходимость в адаптации соглашения к новым условиям.
"Новости-Армения" - Может ли данное соглашение повлиять на взаимоотношения Армении с партнерами в ЕАЭС и членством нашей страны в этом Союзе?
В.Акопян - Армения не является исключительной страной, которая, будучи членом ЕАЭС, старается наладить взаимоотношения с ЕС. До Армении этот опыт был у Казахстана – страны учредителя ЕАЭС, которая 21 декабря 2015 года заключила с ЕС рамочное соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве. Это соглашение если и отличается от подписанного Арменией названием, по сути представляет из себя то же самое рамочное соглашение, приблизительно с одинаковым содержанием, и оно было нормально воспринято партнерами по евразийскому сообществу, и в первую очередь со стороны России. Так что в контексте ЕАЭС вряд ли возникнут какие-либо проблемы.
"Новости-Армения" - Армения подписала соглашение без, так называемого, экономического блока, что это подразумевает?
В.Акопян – Подобная формулировка означает, что в документе не учтена самая важная составляющая договора об Ассоциации – участие в зоне свободной торговли с ЕС, что в принципе вполне нормально, поскольку сложно представить, что можно сопоставлять одновременно две зоны свободной торговли и различные режимы. Однако это не означает, что в соглашении абсолютно не предусмотрено экономической составляющей, в большинстве своем они также носят декларативный характер, в частности, что стороны будут поощрять свободное передвижение товаров и прочие формулировки, которые, в целом, действуют и сейчас.
"Новости-Армения" - Самый главный вопрос, который интересует армянское общество в связи с подписанием соглашения – какие выгоды оно нам принесет?
В.Акопян – В целом, соглашение - это чисто политический документ – протокол о намерениях, который дает месседж всему миру, что Армения придерживается европейской системы ценностей, а не восточной или диктаторской или иной формы правления, а европейские ценности являются основополагающими для Армении.
Загружается новость ...
"Право"
Самое главное, что Армения с помощью данного соглашения пытается диверсифицировать свою внешнюю политику, на которой основывается также и экономика. Даже в плане идеологии внешней политики тут нет ничего оригинального, поскольку Армения как минимум с конца 2000-ых декларировала политику комплементаризма. Сейчас это слово уже не в тренде, но по сути это означает то же самое – мы пытаемся диверсифицировать свою внешнюю политику.
Это всегда важно, поскольку всегда есть какая-нибудь альтернатива, особенно учитывая то, что у нас есть такой сложный вопрос, как нагорно-карабахский, где часть сопредседателей Минской группы ОБСЕ являются представителями Запада, и с ними тоже всегда надо работать.
В Армении у определенной части общества существует паразитическое мышление, когда мы ищем выгоду от членства в той или иной структуре, будь то ЕАЭС или ЕС, но не хотим понять одного – любой формат, в который вступает страна - в первую и главную очередь открывает новые возможности и рынки.
Однако если у страны нет продукции, с которой она может выйти на эти рынки, то абсолютно не имеет значения, на какой рынок появилась новая возможность выхода, потому что все равно нет необходимого предложения. К примеру, в ЕАЭС постоянно возникает спрос, поскольку это огромный рынок, однако Армения не имеет серьезных объемов производства – и это возможность, которой необходимо воспользоваться. Если завтра мы сможем наладить сотрудничество с БРИКС или АСЕАН, то это тоже возможности, а не только прямая выгода. Это возможности, а сможем мы ими воспользоваться или нет, это другой вопрос. Сейчас у Армении в принципе получается довольно интересная ситуация – в плане ЕАЭС все понятно – есть режим свободной торговли, с европейцами – GSP+, с американцами тоже, но мы этим сейчас не пользуемся, поскольку линейка экспортируемой продукции очень узкая и традиционная.
В политическом плане у нас создается зона комфорта и режим благоприятствования, в котором ты можешь маневрировать, в этом плане это хороший документ, тем более что выбранные формулировки вполне нормальные и не спорные и все цивилизованное общество их воспринимает.
Нет страны, которая бы выступала против демократических институтов и защиты прав человека, все зависит от того, как это будет потом действовать на практике. Для европейцев это конечно дополнительная возможность влиять на процессы в Армении, так как если ты взял на себя какие-то обязательства, то они будут пытаться контролировать, это дополнительная возможность влиять на процессы, иногда давить, иногда уступать, это все нормально. И вообще все страны, которые идут на такие форматы и союзы, они всегда должны быть готовы, что они какую-то часть своей самостоятельности, а иногда и суверенитета, должны будут уступить и пожертвовать.
"Новости-Армения" - Армянское общество больше всего интересует возможность внедрения безвизового режима с ЕС. Как Вы считаете, как скоро армянам стоит ожидать возможности безвизовой поездки в страны Шенгена?
В.Акопян - Огромный интерес к этому вопросу в армянском обществе вызван тем, что на данный момент общество только в этом видит свою выгоду. Не думаю, что это будет очень быстрым процессом, хотя конечно, в данном направлении будут проводиться различные работы. Я вижу перспективу, но не думаю, что было бы наивностью считать, что данный вопрос решится в ближайшие 2-3 года, поскольку необходимо предпринять очень много шагов для изменения законодательства. Это должны быть не только законодательные изменения, но и политическая воля и решения, поскольку Европа будет оценивать выполнение обязательств, и ставить их в зависимость от политической конъюнктуры: если она будет выгодна для них, то ответ будет положительным. Именно поэтому, на решение данного вопроса потребуется определенное время. Не надо забывать, что даже при подписании соглашения об Ассоциации Украине и Грузии понадобилось минимум 2-3 года для того, чтобы перейти на безвизовый режим, причем не в том варианте, на который они рассчитывали, поскольку предусмотрены ограничения на период нахождения на территории ЕС. Конечно, будут предприняты не только заявления, но и конкретные действия по либерализации визового режима, венцом которых должен стать безвизовый режим, но я не думаю, что это будет такими темпами, на которые многие наивно рассчитывают.
"Новости-Армения" - В соглашении указывается также и карабахский вопрос. Дает ли это какой-либо шанс на то, чтобы урегулирование конфликта сдвинулось с места?
Загружается новость ... "Лево"
В.Акопян - Процессом карабахского урегулирования занимается Минская группа ОБСЕ, которая базируется на трех основных принципах – не применения силы/угрозы применения силы, право народов на самоопределение и территориальная целостность. В данном документе заложен и зафиксирован тот же принцип - ЕС руководствуется подходами МГ ОБСЕ. Думаю, что это важно в политическом плане, поскольку закрепляется право на самоопределение, но в практическом смысле не думаю, что это будет иметь какое-либо значение и воздействовать на ход переговоров, потому страны, которые принимают данные принципы, каждый вкладывает в них свой смысл. Урегулирование конфликта может продвинуться только в том случае, если геополитические силы достигнут консенсуса относительно прессинга на одну из сторон. В этом плане важно, что в документе закреплены основные подходы, но я не думаю, что в практическом плане это приведет к каким-то конкретным результатам.
"Новости-Армения" - Фактически, документ содержит декларативные положения. Означает ли это, что все останется только на бумаге, и есть ли какие-либо сроки по их внедрению?
В.Акопян – Не думаю, поскольку сейчас это просто протокол о намерениях, но по идее, каждый пункт документа должен быть реализован. Следующим шагом должно стать то, что в дальнейшем Ереван и Брюссель должны будут сесть за стол переговоров и обсуждать поэтапную реализацию, каждый пункт должен быть адаптирован, а армянские законы приведены в соответствие с европейскими требованиями. Вот на данном этапе могут возникнуть вопросы и все они будут решаться посредством переговоров. Продуктивность документа будет зависеть от того, насколько Армения будет готова и насколько подходы обеих сторон будут совпадать. Ярким примером является закон о семейном насилии, который активно продвигается в Армении, но сложно воспринимается армянским обществом.
При этом документ не предусматривает никаких сроков по реализации тех или иных положений. Для меня самым проблемным был пункт по Армянской АЭС. Однако даже в нем нет никаких ограничений по срокам реализации и необходимости закрыть АЭС и создать ей безопасную альтернативу. Даже в этом вопросе они не ограничивают нашу ограничивают свободу – иметь или нет другую атомную станцию, строить новую безопасную экологическую станцию. Практически возможно ее когда-нибудь закрыть, но параллельно создать иную альтернативу. –0-