События в Армении - это тот «незваный гость», которого ждали все – эксперт (ВИДЕО)
19:30
25 Июня 2018
ЕРЕВАН, 25 июня. Новости-Армения. Масштабные протестные акции этой весной в Армении привели к смене власти и формированию нового правительства во главе с премьер-министром Николом Пашиняном.
Произошедшие события получили неоднозначную оценку у экспертов и аналитиков. Многие стали задаваться вопросами о дальнейшей судьбе армянской «бархатной революции» и о перспективах правительства Пашиняна.
В перипетиях армянской «бархатной революции», а также в перспективах развития страны в условиях новых политических реалий агентству «Новости-Армения» помог разобраться директор исследовательского института «Политэкономия» Андраник Теванян.
«Новости-Армения» - Многие эксперты и аналитики долгое время говорили о том, что в Армении накопился целый пласт социально-экономических и политических проблем, которые требуют решения. Однако никто не ожидал, что изменения в стране произойдут столь стремительно. Какова ваша оценка произошедших событий, стояла ли за ними некая третья сила, или это был сугубо внутриармянский процесс?
А. Теванян – События в Армении - это тот «незваный гость», которого ждали все. Когда реформы запаздывают, когда в стране действует неэффективная власть, и люди тщетно ждут перемен, когда на первый план выходит форма, а содержание отсутствует, тогда и происходят революционные процессы. Но все должны знать, что революция – это нестабильность, это в какой-то степени хаос, и не всегда это является объективной политической и исторической необходимостью. Кроме того, революции происходят там, где есть застой. У нас не было стабильности, был застой. В этой ситуации у людей появился спрос на перемены. А вот, как эти перемены могли произойти, никто не мог прогнозировать. Нужна была лишь одна искра, и она вспыхнула в апреле-мае.
«Новости-Армения» - Эта искра вспыхнула изнутри, или и извне?
А. Теванян – Изнутри. Внешние модераторы подключились ко всему уже после каких-то реальных процессов.
«Новости-Армения» - Что вы понимаете под выражением «подключились уже после реальных процессов»?
А.Теванян – Каждый преследовал свои интересы, и каждый хотел понять, что к чему. Если образно выражаться, то у нас в стране дети вышли против своих отцов, и подобно герою романа Тургенева «Отцы и дети» Базарову проявили политический нигилизм и плюс революционность. Современные армянские «базаровы» вышли против отцов, и для этого была почва - реформы в стране отсутствовали, социально-экономическая ситуация была неэффективной с точки зрения управляемости, был отток населения. Когда же все эти проблемы вырастают в проблему безопасности страны, то, естественно, происходят эти катаклизмы, эти революционные процессы.
«Новости-Армения» - Очевидно, что после произошедших в мае-апреле событий Армении не стоит ожидать политической стабильности, хотя бы в ближайшее время. На ваш взгляд, как будут развиваться события, чего можно ждать от внеочередных выборов, какова будет расстановка политических сил после выборов, можно ли ожидать в данных условиях появления нового политического полюса, который сможет (если не в ближайшее время, то в среднесрочной перспективе) взять инициативу в политическом процессе Армении?
А. Теванян – Революционные процессы приводят к тому, что у населения появляются революционные ожидания, и так как это была молниеносная революция, молниеносная смена власти, то люди и результатов революции ждут молниеносных. Но этого нигде не происходит. То что мы видим в Армении и то, что мы можем наблюдать в дальнейшем – это постреволюционный процесс фрустрации. Это тот процесс, когда ожидания не совпадают с реальностью. После него наступает процесс отрезвления. Я думаю, что эти этапы пройдут, и после них уже будут новые процессы. Что касается выборов, то внеочередные выборы, которые по программе правительства должны произойти в течение года, состоятся в апреле-мае 2019 года. Если, конечно же, не будет форс-мажорных ситуаций.
«Новости-Армения» - А какой при этом самый ранний возможный срок проведения внеочередных выборов?
А.Теванян – Самый ранний срок - это конец года, то есть декабрь 2018 года. Но я не уверен, так как есть объективные процессы, которые связаны с законами, а также технические процедуры, которые будет сложно завершить до конца текущего года.
Расклад политических сил после выборов, на мой взгляд, будет следующим, и в парламент пройдут следующие политические силы: блок политических сил во главе с Николом Пашиняном, блок Царукяна, остатки Республиканской партии. Кое-кто, конечно, считает, что у республиканцев нет никаких шансов, но всё-таки это сила, которая 20 лет правила страной, и какие-то ресурсы у неё остались, что позволит ей пройти в парламент. Но в конечном итоге их ждёт учесть Коммунистической партии Армении или Армянского общенародного движения, и с течением времени они уйдут с политической сцены. И четверная сила - новая сила, с новыми людьми, которая сможет составить конкуренцию всем, представить самую серьезную думающую часть общества, которая сегодня осталась в вакууме.
У этой силы есть спрос. Она должна стать не просто силой, которая «за» революцию, но которая сумеет представить программу действий на экономическом и политическом поле. Она должна представить интересы малого, среднего и крупного бизнеса, работников, вовлечённых в бизнес-среду. То есть это должна быть серьёзная сила, спрос на которую уже есть, но её самой нет. Именно эти указанные субъекты могут принимать участие во внеочередных выборах и играть роль в политическом процессе страны.
«Новости-Армения» - На ваш взгляд, та программа, которая представлена правительством Пашиняна, не отражает в себе все те вызовы, которые стоят перед страной и которые вы указали? Вы считате, что этим обусловлена необходимость возникновения новой политической силы?
А.Теванян – Сегодня мы живём в период постреволюционной эйфории, но после этого, образно говоря, после того как было обеспечено «зрелище», приходит время обеспечить «хлебом». Так было и не Украине, и в Грузии, и во всех остальных местах. Хорошо конечно, когда правительство ведёт антикоррупционную политику, но эта политика не должна быть программой развития экономики. Антикоррупционная политики – это ограниченная возможность, с помощью которой ты можешь восстановить какие-то ресурсы, но после этого необходимо создать новую законодательную базу и новые экономические отношения, для того чтобы развивать страну. При этом с самой антикоррупционной политикой тоже нужно быть осторожным, чтобы, например, не стать как власти Грузии при Саакашвилли. Они вели антикоррупционную политику, но сами в конце стали коррупционерами. Через грузинские тюрьмы прошли более 200 тысяч человек. Это означает, что практически все семьи в Грузии имели дело с правоохранительными органами, что было некой формой репрессии. Форма реформ Саакашвилли была преподнесена очень красиво, но на самом деле это были не реформы, а некий вид репрессий.
Тем самым ещё раз отмечу, что с антикоррупционной политикой нужно быть очень осторожными. В силу слабой развитости в Армении общественных институтов и их неспособности контролировать правительство, есть боязнь того, что те, кто сегодня борются с коррупцией, в итоге могут сами тоже «испачкаться», что является исторической закономерностью. Необходимы законодательные и программные изменения, которые позволят не пойти по пути таких революций, которые были, например, в Грузии и Украине. Последняя, например, до сих пор не вышла из дестабилизационной зоны. Стране необходима стабильность, которую не нужно путать с застоем.
«Новости Армения» - Важным вопросом после смены власти остаётся также вопрос армяно-российских отношений. Какова будет судьба этих отношений?
А. Теванян – Армяно-российские отношения носят стратегический характер, и это не просто слова. Не секрет, что фракция, в которой был Пашинян (Фракция блока «Елк» (Выход). – Ред.), была антироссийской, или прозападной. Сейчас, после смены власти, у Пашиняна в риторике произошёл поворот на 180 градусов, и он выступает за укрепление армяно-российских отношений. Это, конечно, хорошо, но это слова, которые должны подкрепляться конкретными делами, и для этого нужна собственная концепция отношений. Эта концепция также должна иметь решения конкретных вопросов и проблем.
Простой пример - правительство Армении отказалось передать ЗАО «Высоковольтные электросети» в доверительное управление группе «Ташир», объяснив это тем, что два основных энергетических актива (высоковольтные линии и распределительные сети — ред.) не должны находиться под управлением одной компании. Да, и компания «Электрические сети Армении» находится под управлением группы «Ташир». Но, учитывая планы «Ташира» по развитию энергетической отрасли республики, власти могли бы быть более гибкими в этом вопросе. Тем более, что решение правительства — это плохой мессидж для российского бизнес-сообщества и для крупных армянских бизнесменов с российской пропиской. Ведь этот слой нашей диаспоры самый интегрированный с Арменией. К тому же, надо учитывать, что постреволюционный период — не такое уж и хорошее время для внешних инвестиций.
Армении не только с Россией, но и с остальным миром, нужны стабильные, прогнозируемые и прозрачные отношения. Бизнес любит стабильную власть. А до стабильности Армении еще далеко.
«Новости-Армения» - Для стабильности в Армении важна также стабильность в Нагорном Карабахе. Как вы думаете, каковы наши перспективы вокруг переговоров по Карабаху в ближайшем будущем? Как вы считаете, если ли у нынешней власти концепция или хотя бы видение относительно переговорных процессов на среднесрочную перспективу?
А.Теванян – Это мы ещё, конечно, увидим. Есть общие фразы в рамках общей концепции по Карабаху. Нужно понимать, что вопрос безопасности Карабаха - это вопрос безопасности Армении, и вопрос этот не разрешится скоро. При этом нужно сделать всё, чтобы он разрешился мирным путём. Но чтобы был мир, нужно восстановить военно-политический баланс между сторонами, и на этом пути мы должны внимательно следить за действиями правительства.
Я думаю, что в ближайшее время в переговорном процессе могут быть резкие подвижки. Не думаю, что проблема в скором времени будет разрешена, это не из тех проблем, которые очень быстро можно решить. Но думаю, что все стороны должны приложить много усилий, для того чтобы был выбран мирный путь развития переговорного процесса. В ближайшее время самым важным является восстановление переговорного процесса, контакты между руководством стран должны быть восстановлены, чтобы вместо переговоров мы не получили бы военных действий.
«Новости-Армения» - Что в таком случае вы можете сказать о позиции Пашиняна по переговорам, согласно которой официальный Степанакерт обязательно должен также быть включён в переговорный процесс, и именно в этом заключается одно из условий его успеха.
А. Теванян – По большому счёту Карабах так или иначе участвует в переговорном процессе, однако, да, субъектность Степанакерта в переговорном процессе должна быть восстановлена. Но для этого нужно, как я уже сказал, восстановить военно-политический баланс.
Напомню, что в период войны в Карабахе в 1992-1994 годы официальный Баку обращался к военному руководству Карабаха. Это было не по той причине, что они очень уважали или не уважали тогдашнее руководство, а исходило из военно-политического баланса. Когда этот баланс вновь будет восстановлен, тогда уже и Карабах будет принимать участие в переговорах. -0-
Представитель сервиса inDrive Сергей Авакян-Ржевский в интервью агентству "Новости-Армения" рассказал о ключевых приоритетах работы компании в Армении и перспективах местного рынка
США заинтересованы в решении конфликтов на Южном Кавказе, чтобы снизить влияние России в этом регионе и создать ситуацию, как в странах Прибалтики, аявил эксперт по международным отношениям Сурен Саркисян