Выставка художника Мушега Мхитаряна под названием "Молчание, прожившее век", посвященная столетию Геноцида армян, проходит в эти дни в Союзе художников Армении. Выставка посвящается всем армянам, пережившим Геноцид и познавшим горький путь беженства и, в первую очередь, дедушкам и бабушкам самого художника. Ведь, по сути, практически нет армянской семьи, которую бы не коснулась эта трагедия.
Художник рассказал порталу "Новости-Армения" о влиянии Геноцида на его творчество и роли национальных ценностей для армянской семьи.
- Ваша выставка воплощает генетическую память армян...
- Да это так, основной акцент сделан именно на это.
- Как вы, человек, родившийся намного позже катастрофы, постигшей армянский народ, узнали об этом? Из рассказов ваших родных?
- Нет, они просто воспитали меня и дали образование. Часть моих родных бежали из Муша, другая – из Карса. Они вырастили меня в атмосфере той культуры. От них я услышал мудрые пословицы, многие из которых я использовал как подписи к своим коллажам. Из Западной Армении они привезли свою культуру, систему ценностей. Так, от деда я услышал истину о том, что в мире есть две хорошие вещи: запах хлеба и запах ребенка. Только с возрастом понимаешь, что на этих двух явлениях зиждется вся система национальных ценностей, отношения между родными людьми, чувство дома.
- То есть, своим искусством вы делаете все, чтобы не прервалась связь времен, связь между поколениями?
- Да, это очень важно! Система наших национальных ценностей – это настоящее сокровище, которым мы не умеем правильно распорядиться. При этом мы увлечены чужими ложными "искусственными" ценностями. Их ценности, как фастфуд, который не утоляет голод.
- Как вы выбрали название выставки?
- "Молчание, прожившее век " – это название коллажа, главной частью которого является реликвия, кусочек ковра моей бабушки Сатеник, бежавшей из Муша. Реликвия, которая заговорила спустя сто лет... Как только я его закончил, я понял, что выставка будет называться именно так. Ведь мои родственники молчали об этом. Они никогда не рассказывали о жестокостях, свидетелями которых стали. Просто пытались внушить нам основные ценности, в частности то, что образование является залогом того, что ты не останешься голодным. Так, мой дед любил повторять, что чтение подобно готовому хлебу за пазухой. Я считаю, что представители нашего старшего поколения были удивительными людьми, которые, пройдя через ад геноцида, смогли сохранить свой человеческий облик. Сегодня мы ведем себя не в пример малодушнее.
- Сто лет мы оплакивали нашу национальную трагедию, скорбели по жертвам. А ваша выставка несет в себе много надежды, света...
- Нет ночи без рассвета...
- Правильно ли я поняла, что основной месседж вашей выставки заключается в том, что армянский народ пережил Геноцид и возродился?
- Конечно! После этого армянский народ поднялся на ноги, воспитал новое поколение. Выставка по концепции делится на три части: исток, испытание и возрождение. И если вы заметили, основной акцент именно на возрождении. Мы, слава Богу, существуем как нация, у нас есть освобожденный Арцах (армянское название Карабаха), государственность, церковь, вера, язык.
- Армения сегодня переживает не лучшие времена. Как вы считаете, почему?
- Атмосфера, царящая сегодня в Армении, является атмосферой ненависти.
- Как можно изменить ситуацию? Может ли искусство способствовать этому?
- Великий армянский поэт Ованнес Туманян сказал как-то, что когда умирает нравственность, начинает действовать закон, а когда умирает закон, начинают действовать традиции. Сегодня нравственности нет, закон не действует, одна надежда на традиции нашего народа.
- Вы верите в то, что Армения опять станет процветающим государством?
- Конечно верю. Армянский народ знает тайну возрождения, о чем свидетельствует его долгая история... В армянине должен проснуться армянин, чтобы в каждом из нас проснулся герой эпоса Мгер.