Министр юстиции: Доверие народа – самая важная предпосылка для осуществления реформ
Эксклюзивное интервью министра юстиции Армении Грайра Товмасяна информационному агентству «Новости-Армения».
Новости-Армения - Господин Товмасян, как известно, вступление Армении в Таможенный союз предполагает изменение нормативно-правовой базы. Известно ли примерное количество законов и поправок, которые нужно принять?
Г. Товмасян - Есть поручение премьер-министра министерствам экономики, юстиции, МИД, которые проводят инвентаризацию законодательства в соответствующих сферах, чтобы выяснить, о каком количестве актов идет речь. Изменения будут касаться примерно 80-90 актов. Кроме того, необходимо подписать столько же соглашений. Заверяю вас, что и в Министерстве экономике, и в МИД, и в Министерстве юстиции есть возможности для своевременного и качественного выполнения этих работ.
Новости-Армения - На днях заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян заявил, что страна будет готова подписать договор о Таможенном союзе до февраля. Успеет ли Армения за этот срок принять все необходимое законодательство?
Г. Товмасян -. У нас есть различный инструментарий. Будет один взаимосвязанный пакет. Ситуация, при которой половина законов будет принята, а другая нет - невозможна. Речь будет идти об одном пакете. Да, в него могут быть включены многочисленные законы, предполагаются большие обсуждения, но есть различный инструментарий, в частности, эти проблемы могут быть решены путем созыва внеочередных сессий парламента.
Новости-Армения- Как продвигается работа по формированию концепции конституционных реформ? Каковы их основные направления? Верны ли разговоры о переходе к парламентской форме правления?
Г. Товмасян — Работы продвигаются хорошо, темпы удовлетворительные. Согласно срокам, обозначенным в указе президента республики, до апреля будущего года у нас должна быть концепция. На данный момент материалы не становятся достоянием общества, так как комиссия пока продолжает работу, обсуждаются различные главы, различные части Конституции. Они существенным образом взаимосвязаны. Часто касаясь той или иной части, мы возвращаемся к предыдущим главам и, внося изменения, идем вперед. Работа продвигается нормально.
В данный момент какого-либо решения, связанного с изменением формы правления, не существует, как неоднократно об этом и говорилось.
Все ответы будут даны в представленной концепции. Что касается направлений, это те же, направления, которые были указаны президентом республики - система более эффективного управления, гарантии свобод. Это те проблемы, которые могут быть поставлены перед любой страной.
Новости-Армения - Программа судебно правовых реформ до 2016 года была разработана еще год назад. Расскажите, пожалуйста, о первых результатах за год работы.
Г. Товмасян - Первыми результатами, возможно, являются экзамены судей, которые, во всяком случае, специалистами и участниками характеризуются как лучшие в истории Армении. Здесь были внедрены эффективные контрольные механизмы, был обеспечен высокий уровень прозрачности. В частности, не находясь в комнате, можно было следить за всем экзаменационным процессом.
Это, можно сказать, первые результаты. Но, в законодательстве и судебно-правовой системе изменения в одночасье невозможны. Проведена очень большая подготовительная работа, готовы проекты. Часть из них уже принята, часть находится в Национальном Собрании, часть в правительстве, а часть - пока в Министерстве юстиции.
Возможно, на следующей неделе министерство проведет пресс-конференцию, где будет конкретно затронут каждый пункт.
В частности, проект серьезных поправок в Судебный кодекс по двум большим группам вопросов уже находится в Национальном Собрании. Часть поправок касается основ принятия Кассационным судом дел к рассмотрению, требований к жалобам, направляемым в Кассационный суд. Другая часть относится в основном к внутренней структуре судов, самоуправления, вопросов ответственности. Ряд законопроектов, в частности, касающиеся ответственности, мы направили в Венецианскую комиссию для получения заключения. Административно-процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы уже в Национальном Собрании. Гражданский процессуальный кодекс почти готов и находится в правительстве.
Это очень большие направления и очень сложные проекты. Мы почти завершили работы по разработке положений общей части Кодекса об административных правонарушениях, специальная часть будет продвигаться несколько сложнее. В первой половине будущего года, до мая, мы примем концепцию поправок в Уголовный кодекс.
Следующий год будет переломным и с точки зрения внедрения законодательных основ пробационной службы. До конца года будет полностью задействован электронный ЗАГС и система электронного нотариата.
А год нынешний, хотя я и не хочу пока подводить итоги, прошел довольно эффективно.
Новости-Армения - Вы как-то сказали, что измеримой единицей программы реформ должен быть рост доверия общества к системе правосудия. Видите ли Вы здесь какие-то подвижки?
Г. Товмасян - В любом вопросе, не только в судебно-правовых реформах, доверие народа – самая важная предпосылка для осуществления преобразований. К сожалению, недостаток доверия у нас все еще есть.
Но здесь проблемы многослойные. Впервые в программу судебно-правовых реформ мы включили не только изменения в системе судебных органов или процессуального законодательства, но и различные смежные сферы, такие как адвокатура, прокуратура, ЗАГС, нотариат, юридическое образование.
Естественно, в ситуации, при которой свобода слова не ограничена, любой может говорить, что пожелает. Любой адвокат считает своим долгом после каждого проигранного дела обвинить в этом всех, но только не себя за неверно выбранную тактику. Это плохие предпосылки с точки зрения повышения доверия.
Я не говорю, что нет объективных причин для низкого уровня доверия. Но есть детали, связанные с теми же экзаменами, благодаря которым это доверие повышается. Правда, в обществе бытует мнение, что во время экзаменов всем помогают. Когда мы говорим, что этого нет, нам могут поверить, а могут и не поверить. Как правило, не верят. Но там были журналисты, они следили за всем процессом, следить за всем процессом могли и государственные структуры. Впервые ученые-юристы, проверявшие результаты определялись накануне экзаменов путем жеребьевки.
Следующий этап — Академия юстиции, которая начнет работать с января. Уже избран ректор Академии. Здесь учебный процесс, позволяющий стать судьей и прокурором, не находится в руках лиц, которые решали, что тот или иной человек может занять эти должности. То есть мы эти функции разделили. Если человек, не имеющий соответствующих знаний, и оказался в списке, его отсеют. Этот другой орган, который имеет очень большую степень самостоятельности, проверит, кто достоен назначаться судьей или прокурором. Эти процессы повысят степень доверия.
Но, тем не менее, основные проблемы, связаны с доверием к судебным актам. С одной стороны, звучат оправдания, что одна сторона всегда будет недовольна. Но это не оправдание. Да, будут недовольны, но необходимо попытаться сделать максимально возможное, чтобы показать, как минимум обществу, а не юристам, объективную картину. Конечно, будут сложные ситуации, в которых разобраться не юристу будет очень трудно. Но в более простых случаях должно быть все четко, потому что каждый, даже если он не юрист, должен чувствовать, справедливо решение или нет. Этим формируется отношение. Следовательно, на данный момент я не могу сказать, что доверие повысилось, но шаги в этом направлении делаются.
Если ближайшие год, два, в лучшем случае, три, не будут переломными в этом плане, то мы проиграем во многих сферах. Справедливость судебной власти обуславливает изменения в различных сферах общества, она связана тысячами нитей со всеми отраслями экономики. Если нет доверия к судебной власти, то забудьте про инвестиции. Никто не осуществит инвестиции в стране, где они не защищены. Забудьте о свободной, равной конкуренции. Главным правом человека являются право планирования своей жизни, предсказуемость и определенность, а для этого нужна судебная система, гарантирующая все это.
Я перечислил несколько первых шагов, направленных на изменение ситуации. Но в будущем году у нас появится возможность говорить о больших шагах.
Новости-Армения - В последние дни предметом дискуссий в Армении вновь стал вопрос о не всегда уместном применении судами ареста в качестве меры пресечения. Как вы считаете, эти дискуссии оправданны?
Г. Товмасян – В программе реформ на 2012-2016 годы говорится о необходимости пересмотра как законодательства, так и практики. Последние случаи доказывают, что у нас в этой сфере есть проблемы, и слова пресс-секретаря президента Армении подтверждают это.
Ситуация следующая: нашим законодательством предусмотрены арест и иные меры пресечения, например, подписка о невыезде, залог. И еще у нас есть положение, согласно которому каждая из них должна применяться отдельно.
Если рассматривать альтернативные аресту меры пресечения, то ясно, что они достаточно слабы, а международная практика говорит о более широком спектре, который находятся между арестом и залогом. Плюс международный опыт свидетельствует, что меры пресечения могут применяться комбинированно. Могут применять также такие виды, которых у нас пока нет - домашний арест или административный надзор.
Сейчас в уголовно-процессуальном кодексе мы их внедряем. Но для этого необходимы технические возможности, например, специальные браслеты, которые позволяют держать в подобных случаях лиц в поле зрения и применять меры пресечения комбинированно.
Наша практика, к сожалению, идет по пути, предусматривающем арест в качестве основной меры пресечения, львиная доля таких ходатайств удовлетворяется. Сейчас мы меняем систему на 180 градусов. Мы говорим, что эта крайняя мера, что необходимо руководствоваться принципом соразмерности, начинать с самого малого и подниматься выше, обосновывая, почему иные виды были неприемлемы для достижения цели.
Поправки в уголовно-процессуальный кодекс, внедрение пробационной службы, новых видов мер пресечения существенно изменит ситуацию.
Кроме того, мы не можем не говорить и о том, что следственным органам, по разным причинам, легче работать с лицами, находящимися под арестом.
Сейчас нам нужно на порядок повысить качество следственной службы. Возможно, одной из целей или условий создания Специального следственного комитета является обеспечение более высокого качества, единой правоприменительной практики.
Все эти шаги должны привести к тому, что мы, если и не достигнем общих международных стандартов, то существенным образом подойдем к ним.
Новости-Армения - Вы сказали о том, что потребуются специальный технические средства, спецбраслеты. Такие возможности создаются?
Г. Товмасян – Да, у нас есть предварительные договоренности с донорскими организациями и иностранными государствами, которые помогут нам в этом. -0-