Ситуация вокруг процесса мирного урегулирования карабахского конфликта в последнее время кардинально изменилась. Помилование в Азербайджане Рамиля Сафарова, зарубившего топором в Будапеште армянского офицера Гургена Маргаряна, признание прав на независимость НКР парламентом австралийского штата Новый Южный Уэльс, по мнению многих специалистов, являются яркими приметами этих перемен. Свое мнение о ситуации вокруг Нагорного Карабаха в интервью агентству «Новости-Армения» представила чешский эксперт, член Ассоциации Европейского Центра контактов между Востоком и Западом с 2006 года Эрика ЛЕРНЕР.
«Новости-Армения» - Госпожа Лернер, допускаете ли вы вероятность признания Карабаха по аналогии с Абхазией и Южной Осетией?
Лернер - Несомненно, процесс признания новых стран необратим. Мы видим это на примере Косово, Абхазии, Южной Осетии, Южного Судана. Да, во всех этих случаях разное основание для признания и различное количество стран признали эти государственные образования. Поэтому Карабах имеет все шансы быть признанным. Тем не менее, логичным видится признание де-факто Нагорно-Карабахской Республики, в первую очередь, Арменией. Ведь, как помните, Косово сперва признали те, кто подарил ему независимость, поддерживал Косово. Абхазию и Южную Осетию признала Россия, впоследствии заключив с ними межгосударственные договора, что значительно повышает статус этих стран. Даже Республика Северный Кипр признана Турцией. Но та же Россия не признала близкое к ней Приднестровье. И из-за этого оно в таком же уязвимом положении, что и Карабах.
Признание Арменией де-факто Нагорно-Карабахской Республики позволит более эффективно продвигать идею признания. Например, официально при всех дипломатических учреждениях за рубежом иметь представительство. Я не могу говорить за всех, но в ряде посольств Армении есть представитель Карабаха, который однако находится там по квоте Республики Армения, и в зависимости от ситуации этот дипломат выступает то в роли представителя Карабаха, то Республики Армения.
Признание Карабаха со стороны какой-либо из стран не приведет к военным действиям. ЕС и США выступят с критическими заявлениями, но призовут продолжать переговоры и достичь результата мирным путем. Возможно, будет нарушение режима прекращения огня, но оно не перерастет в военные действия.
«Новости-Армения» - Как вы считаете, повлияет ли решение о проведении референдума о независимости Шотландии на процесс урегулирования этнических конфликтов, в частности, карабахской проблемы? Может ли шотландский референдум радикально поменять отношение мирового сообщества к праву наций на самоопределение?
Лернер - Мировое сообщество радикально не изменится. Это долгий процесс. И он начался давно и еще долго будет продолжаться. Этот процесс начался тогда, когда юристы, политики, мыслители начали задумываться над тем, что первично: государство или право. XXI век доказал и продолжает доказывать, что право часто берет вверх над государством. Поэтому референдум в Шотландии тоже своего рода актив, которым может впоследствии воспользоваться Карабах.
«Новости-Армения» - При каких обстоятельствах, на ваш взгляд, Азербайджан может пойти на возобновление военных действий в зоне карабахского конфликта, и к каким последствиям это может привести?
Лернер - Вопрос о возобновлении военных действий очень часто муссируется в армянских и азербайджанских СМИ. Политики обеих стран постоянно говорят о своей боевой мощи, только с одной лишь разницей - одни утверждают, что в состоянии начать войну, другие - что могут отбить нападение. Я не верю в крупные военные действия. Война подорвет власть в обеих странах.
«Новости-Армения» - Допускаете ли вы вероятность вмешательства Турции в карабахский конфликт?
Лернер – Теоретически, если война начнется, то Турция, которая не окажет помощи своему брату и партнеру, будет просто предателем. Это вызовет недовольство как в самой Турции, так и среди ее партнеров за рубежом.
Помощь Турции неизбежна. Вопрос лишь в том, каким образом будет предоставляться эта помощь. Открыто правительство Турции этого делать не будет. Со своей стороны и Россия не оставит Армению в беде. И именно потому, что очередная, но неформальная русско-турецкая война приведет к катастрофическим последствиям, ее попытаются избежать, удержав стороны конфликта от применения силы.
«Новости-Армения» - Возможны ли эффективные переговоры по Карабаху после помилования Сафарова? Согласны ли вы с тем, что позиции армянской стороны после «дела Сафарова» усилились?
Лернер - Переговоры после «дела Сафарова» вообще нельзя было проводить. Это был прекрасный шанс отказаться от невыгодного для Армении плана по решению конфликта. Неужели у Армении нет иного выхода, как согласиться на весьма «оригинальный» обмен реальных территорий на мифический статус? Позиции Армении не усилились. «Дело Сафарова» показало лишь, что Азербайджану все равно, что думают о нем в «международном сообществе», он защищает свои позиции.
«Новости-Армения» - Как вы считаете, смирится ли Грузия в обозримой перспективе с потерей Абхазии и Южной Осетии? Пойдет ли Тбилиси на восстановление, хотя бы экономических связей с Россией?
Лернер - Ни одна страна, потерявшая земли, которые она считала своими, не может смириться с их потерей. Разве Армения смирилась с потерей Анатолии, Арарата? Мудрость Грузии должна проявится в том, чтобы пробудить в жителях Абхазии и Южной Осетии желание сотрудничать с Тбилиси. -0-