Эксклюзивное интервью руководителя отдела Кавказа Института этнологии и антропологии РАН Сергея Арутюнова агентству «Новости-Армения».
«Новости-Армения» - Г-н Арутюнов, насколько реально, что совместное заявление МИД Армении и Турции поспособствует налаживанию отношений между двумя странами и открытию границы?
С.Арутюнов – В целом, нормализация армяно-турецких отношений – это давно назревший вопрос. В этом направлении делались некоторые робкие попытки, которые больших сдвигов не приносили. Сейчас, кажется, за это взялись серьезно. Я думаю, что вполне возможно, что открытие границы будет иметь место, и это для Армении чрезвычайно важно и полезно.
«Новости-Армения» - Вы имеете в виду ближайшую перспективу?
С.Арутюнов – Да, в ближайшей, да и в отдаленной тоже. Дело в том, что географическое положение Армении таково, что она должна быть в нормальных и добрососедских отношениях с Турцией. Иначе – блокада, тем более что сейчас с азербайджанкой стороны граница закрыта, Иран – это очень узкий и окольный путь. Существовала Грузия, но сегодня транзит через эту страну становится все более затруднительным, сейчас российские самолеты летают в обход Грузии. А для Армении транспортные коммуникации – это вопрос жизни и смерти.
Но, к сожалению, получается так, что вопрос налаживания отношений между этими двумя странами был поднят на шесть лет раньше, чем его можно было поднять.
«Новости-Армения» - Почему?
С.Арутюнов – Потому что через шесть лет будет 100-летие Геноцида армян в Османской Турции. С одной стороны, будет нарастать давление в сторону расширения турецко-армянских экономических и культурных связей, а с другой – будет нарастающее сопротивление со стороны тех кругов, которые всегда были заинтересованы в эксплуатации факта Геноцида и муссировании давления в сторону требования его признания со стороны Турции. На это Турция по ряду понятных причин, хотя и диктуемых чрезвычайной осторожностью, не может пойти. И вот эти две противоположные тенденции в течение шести лет будут нарастать, бороться между собой и в какой-то степени гасить друг друга.
Если бы за нашими плечами был 2015 год, мы бы сдали это событие в архив истории, предварительно отметив соответствующим образом, храня память о жертвах и продолжая это отмечать как одну из важнейших вех в нашей новой истории. Однако, тем не менее, можно было бы спокойно заниматься развитием армяно-турецких отношений, потому что это разные эпохи. Для нас новое столетие начнется не в 2001 году, как оно началось, скажем, для Америки, а в 2015 году.
Я могу предвидеть, что эти шесть лет будут очень дискуссионными, конфликтными и сложными. Целых шесть лет...
«Новости-Армения» - Связано ли напрямую урегулирование карабахского конфликта с нормализацией армяно-турецких отношений?
С.Арутюнов – Уже 35 лет существует турецкая республика Северного Кипра – непризнанная, поддерживаемая Турцией. И ничего, существует, в России даже рекламируется недвижимость на Северном Кипре, хотя возможно, что на некоторые объекты этой недвижимости бывшие греческие собственники могли бы предъявить претензии.
В любом случае, пока не урегулирован вопрос Северного Кипра, не может ставиться вопрос о каких-нибудь изменениях статуса Нагорного Карабаха. А вот когда каким-то образом будет урегулирован вопрос Северного Кипра и будет достигнуто общее, устраивающее всех соглашение, тогда это соглашение может послужить моделью для решения Карабахского вопроса.
А пока эти две территории остаются: одна – номинально принадлежащая Азербайджану и находящаяся под контролем собственного правительства и при решающей поддержке армянского государства, другая – номинально принадлежащая Республике Кипр, но находящаяся под контролем своего отдельного правительства и существующая исключительно благодаря поддержке турецкого государства. Это равновесные чаши весов. Какое-то изменение может случится, когда что-нибудь произойдет с чашей Северного Кипра, тогда что-то может произойти и с Карабахом. До этого никакие претензии с турецкой стороны просто не могут быть приняты, потому что в этом случае будет ответ: «утрясите все сперва с Северным Кипром, чтобы все были довольны, тогда по такой же модели мы все утрясем с Карабахом».
«Новости-Армения» - В контексте сказанного, как следует воспринимать заявления премьера Турции Тайипа Эрдогана о том, что до тех пор, пока не будет урегулирован карабахский вопрос, армяно-турецкие отношения налажены не будут?
С.Арутюнов – Трудно сказать. Думаю, что это стремление поддерживать и не обострять отношения с Баку, поскольку нефтепровод Баку-Джейхан – это все-таки азербайджано-турецкое предприятие. И для Турции и всего мира он имеет первостепенное значение, все остальное уже второстепенно по отношению к нему.--0--