Ситуация на Ближнем Востоке сегодня все еще остается нестабильной. А последние трагические события в Брюсселе еще раз доказали, насколько хрупка жизнь людей и как опасен международный терроризм. Чего ждать Европе, сумеет ли она защитить своих граждан, будет ли в состоянии противостоять террору, и несут ли действия террористов угрозу всему христианскому миру, на эти и другие вопросы агентству "Новости-Армения" ответил французский историк армянского происхождения, доктор философских наук Университета Сорбонны, заслуженный директор исследований Французского института геополитики, автор многочисленных работ по истории Армении и иностранный член НАН РА Раймон-Арутюн Кеворкян.
- Господин Кеворкян, как Вы прокомментируете трагические события в Брюсселе?
- Действия исламистов я оцениваю как месть Европе за ее внутреннюю политику. Проблема состоит в том, что организаторами подобных террористических акций в Европе являются люди, давно переехавшие в европейские страны, но, по сути, так и не интегрированные. Здесь не последнюю роль играет психологический фактор, ведь до сих пор в европейцах чувствуется негативное отношение и даже презрение к мигрантам из Ближнего Востока. Эти люди, хоть и давно живут в Бельгии, во Франции и других европейских странах, но отношение к ним со стороны европейцев дружественными не стали. Я считаю, что Европа сегодня ничего не делает для того, чтобы представители других национальностей чувствовали себя частью европейского мира, европейской культуры. Этот вопрос нельзя решить путем жестокости и насилия, нужно, в первую очередь, вести демократическую и дискурсивную политику.
- Следует ли Европе ожидать новых атак?
- Несомненно. Это только начало. В европейском обществе сейчас еще более усиливается антиисламистское настроение, и это является основной причиной агрессии со стороны исламистов. Все действия, которые сейчас направлены на борьбу с террористами, это лишь временные меры. Конечно, новые атаки будут, но никто не знает - где и когда.
- Можно ли считать действия исламистов в Европе вызовом христианскому миру?
- Вопрос, мне видится несколько иначе. Спрашивается, являются ли эти молодые люди - организаторы взрывов и в Брюсселе, и Париже, последователями ислама? Полученные о них сведения указывают на то, что нет, не являются. Христианство сегодня не играет основной роли в европейском мире, поэтому я не думаю, что последние события следует рассматривать как религиозную войну. Но если все же учесть различие в вероисповедании террористов и европейцев, то я назвал бы это войной не против христиан, а против атеистов и неверующих, которых в сегодняшней Европе миллионы.
- За 2015 год в Европу прибыло более 1 млн. беженцев с Ближнего Востока, сможет ли теперь Европа остановить этот поток?
- Поток беженцев, конечно, будет расти, и я не думаю, что Европа сможет остановить их. Европейский ландшафт, если вернуться на 40 лет назад, сегодня уже не тот. В европейских городах на данный момент проживает 5 миллионов арабов, 500-600 тысяч турок, и это далеко не предел.
- Как вы прокомментируете желание Турции принять часть нелегальных мигрантов из европейских стран?
- Я практически уверен, что такое желание Турция выразила из-за финансовой поддержки со стороны Европейского Союза. Турецкие власти превратили этих беженцев в свой источник доходов. Для Турции – это не больше, чем игра.
- Парламент Франции в апреле рассмотрит новый законопроект о криминализации отрицания Геноцида армян. Как Вы считаете, будет ли он принят?
- Я полагаю, что новый законопроект будет принят, но считаю, что не стоит вкладывать в него все наши силы. Это, скорее, больше нужно самой Европе как способ давления на Турцию. Для Армении на данный момент существуют вопросы поважнее, например, проблема Карабаха.
- На Ваш взгляд, произошли ли положительные изменения в вопросе признания Геноцида армян, и какие шаги для этого предпринимаются?
- Положительные изменения, конечно, есть, чему я очень рад. В первую очередь, хочу отметить, что была проделана огромная работа в образовательной сфере на уровне университетов по всему миру, где уже практически нет людей, отрицающих Геноцид армян. Эти люди еще 20 лет назад сомневались в факте массового уничтожения армян в Османской империи, но с того момента было издано большое количество исторических книг и литературы, и теперь у них не осталось сомнений. Существуют лишь один-два университета в США, проплаченные Анкарой, которые поддерживают турецкую точку зрения. Еще хочу отметить, что в связи с 100-летием Геноцида армян в прошлом году по всей Европе было организовано много памятных мероприятий, и это способствовало повышению информированности среди населения. Сегодня уже почти нет людей, которые бы не знали о событиях 1915 года, и о позиции нынешних властей Турции, которые традиционно продолжают придерживаться своей политики отрицания. 100-летие памяти жертв Геноцида было прекрасным поводом для мобилизации и хорошим толчком для проведения подобных мероприятий. Я уверен, что для решения вопроса Геноцида армян в дальнейшем откроются новые пути.
- Следует ли из ваших слов, что мировое сообщество признает фальсификацию Анкары в Армянском вопросе?
- Можно сказать, да. И для этого армяне сделали очень многое, чтобы донести до мира правду и остаться верными своему народу и своей истории. А что касается Турции, то она представляет миру не свою подлинную историю, а ту, которую хочет. -0-
Читайте новости первыми и обсуждайте их — в нашем Telegram-канале