«Россия - не член НАТО, но мы внимательно следим за дискуссиями о дальнейшей судьбе организации», сообщается в пресс-релизе, предоставленном сегодня агентству «Новости-Армения» в пресс-службе посольства России в РА.
«Убеждены, что окончательное перенацеливание потенциала альянса с задач территориальной обороны (от гипотетической «угрозы с Востока») к реагированию на реальные, а не мнимые вызовы безопасности в строгом соответствии с международным правом, несомненно, отвечало бы интересам укрепления предсказуемости и стабильности», - говорится в пресс-релизе.
«Мы внимательно следим за процессами реформирования НАТО, дискуссиями среди стран-членов о новой роли и нише альянса в современном мире. Учитываем тенденцию постепенного преобразования НАТО из военного блока в многовекторную организацию, занимающуюся вопросами безопасности в различных районах мира (Косово, Афганистан, Судан), помогающую в ликвидации последствий стихийных бедствий (ураган «Катрина» в США, землетрясение в Пакистане)», - говорится в пресс-релизе.
России импонирует логика предложений по переосмыслению функций и целей альянса в новых условиях, в частности, по усилению его политической составляющей, развитию более тесного взаимодействия с ООН и Евросоюзом, выходу на стратегическое партнерство с Россией.
НАТО - реальный и влиятельный военно-политический фактор в мировых и региональных делах. Вместе с тем задачи формирования новой, более надежной архитектуры международной безопасности сегодня в одиночку не по плечу решить ни одной организации или державе, какой бы мощной она ни была. Россия выступает за сложение, а не конкуренцию соответствующих усилий ООН, ОБСЕ, НАТО, Евросоюза, ОДКБ, ШОС, других организаций.
За сравнительно короткий период со времени подписания Римской декларации 2002 года можно убедиться, что развитие политдиалога и практического сотрудничества в формате Совета Россия-НАТО (СРН) позволяет нам откровенно обсуждать проблемные вопросы в отношениях, налаживать взаимодействие в реагировании на общие вызовы в сфере безопасности.
Механизм СРН доказал свою востребованность и дееспособность, стал существенным фактором стабильности и предсказуемости в эволюции военно-политической ситуации на евроатлантическом пространстве.
Разумеется, в отношениях Россия-НАТО существует ряд проблемных вопросов, отмечается в посольском пресс-релизе. Так, Россию не может устраивать ситуация, сложившаяся вокруг ратификации адаптированного ДОВСЕ, который является краеугольным камнем европейской безопасности и материальной основой отношений Россия-НАТО. Это тема для серьезного разговора на третьей Конференции по обзору выполнения ДОВСЕ в конце мая с.г. в Вене.
Договор в его нынешнем виде, формально оставаясь в силе, перестал соответствовать современным европейским реалиям. Спасти договорный режим может лишь скорейшая ратификация Соглашения об адаптации ДОВСЕ.
Однако страны - члены альянса до сих пор не приступили к его ратификации, увязывая начало этой процедуры с выполнением Россией всех так называемых стамбульских обязательств. Эту увязку считаем неправомерной и контрпродуктивной.
Кроме того, в Стамбуле в 1999 году страны НАТО взяли обязательство «оперативно предпринять усилия для содействия завершению национальных процедур ратификации, с тем чтобы Соглашение об адаптации могло вступить в силу как можно скорее». Это обязательство должно выполняться.
Россия, в свою очередь, сделала все необходимое для скорейшего вступления в силу адаптированного ДОВСЕ - вписалась во фланговые уровни, выполнила все относящиеся к нему элементы стамбульских договоренностей и ратифицировала Соглашение о его адаптации.
Более того, вне контекста ДОВСЕ достигнуто и уже выполняется российско-грузинское Соглашение о завершении вывода российских военных баз с территории Грузии в течение 2008 года.
У нас остаются вопросы по реконфигурации военной инфраструктуры в Европе, в частности, по размещению военных баз на территориях новых членов альянса, включая передовые базы и силы США в Румынии и Болгарии.
Мы рассчитываем на то, что при принятии соответствующих решений о размещении таких объектов будут соблюдены политические и юридические обязательства альянса в отношении военной сдержанности, в том числе о неразвертывании существенных боевых сил на территориях новых стран-членов.
На наших отношениях сказывается и дальнейшая «расширенческая» повестка дня НАТО. Для нас это крайне чувствительный вопрос, особенно применительно к Украине и Грузии.
Де-факто речь пойдет о серьезном военно-политическом сдвиге, затрагивающем интересы России, который потребует значительных средств на соответствующую переориентацию военных потенциалов, реорганизацию системы военно-промышленных связей. Могут быть затронуты договоренности в сфере контроля над вооружениями.
Наше отношение к расширению НАТО на Восток известно. Сегодня созданы такие алгоритмы взаимодействия с НАТО, которые позволяют государствам сотрудничать по самому широкому спектру вопросов безопасности без формального вступления в альянс.
Мы - за укрепление доверия в наших отношениях, выступаем против создания новых разделительных линий в Европе, убеждены, что путь к укреплению стабильности на евроатлантическом пространстве пролегает через реализацию иных схем.
В целом намерены продолжать развивать сотрудничество с НАТО в тех областях, где у нас общие со странами альянса интересы в сфере безопасности - это прежде всего борьба с терроризмом, распространением ОМУ, наркотрафиком, кризисами, а также реагирование на природные и техногенные катастрофы.
Реальное продвижение по пути действенного партнерства возможно при адекватном учете интересов безопасности России, совместном нахождении развязок по сохраняющимся проблемным вопросам наших отношений с альянсом.—0--