Культовый российский кинорежиссер и сценарист Александр Сокуров, включенный в 1995 году решением Европейской киноакадемии в список 100 лучших режиссеров за последние 100 лет, признался, что не является фанатом кино.
«Я не очень люблю кино, я люблю литературу. Литература - это моя пристань, это то, благодаря чему я из мальчика превратился в человека... Произведения Гете, Манна, Диккенса... Вот там сохраняется главная тайна искусства! А кино, пока еще не состоялось как искусство», - сказал Сокуров на встрече с армянскими зрителями.
Один из известнейших кинорежиссеров современности, являющийся почетным гостем ереванского международного кинофестиваля «Золотой абрикос», рассказал о своем видении режиссерской и актерской работы, кинематографа в целом, коснувшись также проблем развития национального киноискусства и общечеловеческих вопросов.
Режиссер подчеркнул, что в кинематографе невозможно создать идеальное произведение «Таковы условия нашего труда, нашей профессии, мы не в состоянии создавать гениальных произведений, как это возможно в живописи, в литературе, в поэзии, в музыке», - отметил он.
При этом Сакуров призвал различать современное коммерческое кино от киноискусства, «которое еще не сложилось, но развивается, ищет свой язык».
«Конечно, иногда случается вкусовое совпадение, когда образец киноискусства может стать популярным, но время, все равно, перечеркнет эту случайность, все поставит на свои места», - сказал он.
По его мнению, кино нужно рассматривать не в пространстве, а во времени. «Посмотрите на жизнь кинематографических произведений не в пространстве, а во времени. Обратите внимание, почти все великие кинематографические произведения пожираются и уничтожаются временем, они теряют не только актуальность, но и свои эстетические качества. Такое не случается с музыкой или живописью, а кино стареет», - отметил он.
Говоря про проблемы современного актерского искусства, Сокуров подчеркнул, что в этой среде сегодня много случайных людей, «которые как птички залетели случайно в клетку и боятся выйти из нее».
«Из каждых 10 актеров восемь не имеют никакого отношения ни к театру, ни к кино. Мы видим в основном средних по таланту людей, которые просто очень мастеровитые, а вот настоящих актеров можно насчитать десять человек во всем мире», - подчеркнул он.
Как выяснилось, именитый режиссер не поддерживает связи с кинематографистами бывшего СССР, поскольку «этих связей в принципе никогда и не было». «Я практически никого не знаю, в советские времена я не вызывал интерес в (советских) республиках», - пояснил он.
Коснувшись проблем национальных кинематографов, режиссер отметил, что ему нравятся те кинематографические произведения, где «нет истеричности по поводу национального своеобразия».
В одном из своих фильмов - «Соната для Гитлера» (1979г.) Сокуров показал жертвами преступления самих его виновников: казнь гитлеровских генералов, жалкое отчаяние проигравшего войну фюрера, позор обманутой, вымуштрованной на ритуальном энтузиазме толпы — позор народа.
Однако режиссер не обеспокоен тем, что его, сокуровский Гитлер может вызвать сочувствие у зрителей, поскольку «одно произведение не может изменить отношение всего человечества к этому персонажу».
«Мы в очередной раз забываем, что нацизм или гитлеризм, это люди, это не идеология компьютерных машин, это идеология людей, имеющая миллион абсолютно уникальных и нерасшифрованных нюансов, но, к сожалению, в этом никто из нас разбираться не хочет», - отметил он.
Если бы не кино, Сокуров выбрал бы профессию музыканта: «Музыка - моя душа, а изображение – ноги».
Вместе с тем, известный режиссер оптимистически смотрит на будущее кинематографа. «Вне всяких сомнений среди молодежи есть уникально и грандиозно одаренные люди, и некоторые из них выживут. Это вот будет чудом. А мои идеалы и герои... боюсь, что они уже все на небесах», - сказал режиссер. --0--