За последний неполный год, после войны в Грузии, мы наблюдаем заметную активизацию в работе сопредседателей Минской группы ОБСЕ – посредников в карабахском урегулировании. Итогами работы посредников стали более частые встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана, президентов двух стран, визиты сопредседателей в столицы стран региона карабахского конфликта, включая Степанакерт, принятие посредниками заявлений по итогам их встреч, а также документы, касающиеся карабахского конфликта, принятые в декабре прошлого года в Хельсинки на Совете министров иностранных дел ОБСЕ. Из других документов, принятых за последнее время, заметное место занимает Московская или «Майндорфская» декларация президентов Армении, Азербайджана и России от 2 ноября прошлого года.
Параллельно с названными событиями, некоторые международных НПО проводили встречи и конференции на уровне общественности сторон, по сути, в поддержку официального переговорного процесса под эгидой МГ ОБСЕ. Другим новым элементом в процессе карабахского урегулирования стала возможная нормализация армяно-турецких отношений и попытки Турции играть более значимую роль в региональных процессах.
Интенсификация переговорного процесса без участия официальных представителей НКР вызывает серьезное беспокойство в карабахском обществе. Определенная тревога или «алармизм» наблюдался до подписания Московской декларации, поскольку данная встреча проходила на фоне активного российско-турецкого сближения после известных событий вокруг Грузии. Из истории нам известно, что в жертву российско-турецким отношениям, как правило, приносятся армянские интересы.
Вышеперечисленные события и факты последнего периода не могли не отразиться на общественных настроениях в НКР, и как следствие, карабахские эксперты, общественные и политические деятели, так или иначе, более активно стали выражать свое отношение к происходящему. Если раньше, карабахская проблема, по меткому выражению одного из лидеров гражданского общества НКР Гегама Багдасаряна, обсуждалась везде, кроме Карабаха, то сейчас ситуация несколько изменилась. По карабахской проблематике у нас начали проводиться «Круглые столы», Форумы НПО, рабочие встречи-дискуссии лидеров НПО, парламентские слушания и другие мероприятия.
В конце апреля - начале мая этого года группа депутатов Парламента НКР выступила с инициативой проведения внеочередного заседания парламента и принятия соответствующего заявления относительно процесса карабахского урегулирования. Из-за отсутствия необходимого количества подписей депутатов не удалось провести заседание. До этого, в декабре прошлого года и феврале сего года фракции Национального Собрания НКР приняли совместное заявление затрагивающие переговорный процесс. Учитывая то обстоятельство, что депутаты, входящие во фракции «Демократия», «Родина» и «АРФД – Движение-88», составляют конституционное большинство в парламенте, то эти документы, фактически, полностью отражают позицию законодательной власти НКР. Принятые карабахскими партиями (21-го апреля с.г.) и парламентариями совместные заявления отражают общественные настроения в Арцахе.
Общественной активизации так же способствовали три встречи сопредседателей Минской группы ОБСЕ с членами карабахского парламента (15 ноября 2008г.), с представителями гражданского общества НКР в Степанакерте (1 марта 2009г.) и в Вене (24 марта 2009г). Следует отметить, что попытки привлечения гражданского общества к процессу урегулирования конфликта является новшеством в деятельности международных посредников.
В ходе вышеназванных встреч сопредседатели раскрыли схему урегулирования карабахского конфликта, которая заложена в так называемых, все еще неопубликованных «мадридских принципах», которые обсуждаются между Арменией и Азербайджаном. По оценке экспертов и лидеров гражданского общества НКР, предлагаемая посредниками схема урегулирования противоречит коренным интересам НКР и Армении. Поэтому, буквально позавчера, 7-го июля лидерами гражданского общества НКР было принято решение “не поддерживать те процессы, которые не способствуют достижению справедливого мира, а больше направлены на дестабилизацию ситуации, как в странах региона карабахского конфликта, так и между этими странами”. Представители карабахских НПО отказались от участия в проводимых со стороны International Alert Общественных Форумах в поддержку официального миротворческого процесса под эгидой Минской группы ОБСЕ.
Что же не устраивает представителей гражданского общества НКР в текущем официальном миротворческом процессе? О своих опасениях и подходах лидеры гражданского общества НКР в довольно жесткой форме заявили посредникам из ОБСЕ в марте сего года. В частности, было подчеркнуто, что:
1. Для достижения урегулирования, прежде всего, необходимо восстановить полноценный переговорный формат (Азербайджан, НКР и Армения). Сопредседатели МГ ОБСЕ вместе с Арменией должны “вернуть” представителей НКР за стол переговоров.
2. Все территории, находящиеся под контролем НКР, закреплены в Конституции республики и не могут быть предметом торга. Только после признания независимой государственности НКР со стороны Азербайджана, двусторонняя межправительственная комиссия может приступить к делимитации и демаркации межгосударственных границ. В этом состоит международная практика решения приграничных споров.
3. Вопрос обеспечения безопасности НКР и ее народа должен быть центральным вопросом урегулирования. Лучшей гарантией безопасности может стать международно-признанная независимая государственность НКР. Из опыта других конфликтов нам известно, что миротворческие силы были малоэффективны.
4. Было высказано мнение о необходимости сделать достоянием общественности сторон так называемые “мадридские принципы”.
Аналогичные вышеназванным подходы были также получены по итогам Исследования восприятия безопасности на уровне определенных социальных групп (фокус-групп) в НКР. Исследования были проведены в 5 фокус-группах до и после «пятидневной войны» в Грузии, в рамках проекта по проблемам безопасности Степанакертского Ресурного центра по построению мер доверия и трансформации конфликта (руководитель проекта - Ж.Крикорова).
Исследование показало, что общественное мнение считает одним из самых серьезных потенциальных угроз национальной безопасности непризнанность НКР в качестве субъекта международного права.
Обсуждение в фокус-группах реалий переговорного процесса также показало, что общество категорически отвергает любые предложения, связанные с иным статусом НКР, кроме независимого, возвратом освобожденных территорий и возвращением азербайджанских беженцев.
По мнению участников исследования, никакие миротворческие войска не могут служить щитом безопасности. Было отмечено, что у карабахцев есть печальный опыт «совместного проживания с миротворцами», которое практически обернулось в вопрос выживания вообще.
Каковы перспективы урегулирования?
Обычно оптимистичные заявления мы слышим из уст международных посредников-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые должны быть оптимистами по роду своей деятельности. Их понять можно, поскольку трудно заниматься каким-либо делом и не верить в его успех. Однако если принять во внимание взаимоисключающие официальные заявления, звучащие из столиц трех конфликтующих сторон, а также позицию обществ НКР, Азербайджана и Армении - то в ближайшей перспективе ожидать естественного прорыва на переговорах не приходится. Стороны могут подписать соответствующий документ только под сильным внешним давлением. Подчеркиваю - подписать, а не исполнить. Сегодняшние предложения посредников по урегулированию конфликта не реалистичны и противоречат интересам Армении и НКР. В случае попыток их претворения в жизнь они скорее приведут к разногласиям внутри обществ и новому витку напряженности, нежели к устойчивому миру. Наиважнейшим приоритетом переговорного процесса по Карабаху, параллельно с поиском взаимоприемлемых принципов решения конфликта, должна стать реализация мер по предотвращению эскалации конфликта и новой войны.
По мнению экспертов, международным посредникам необходимо срочно пересмотреть философию урегулирования карабахского конфликта. Принятое в 1991 году мировыми центрами чисто политическое решение признавать в качестве новых независимых государств на территории Советского Союза, только те образования, которые имели на момент распада СССР статус союзных республик, утратило свою актуальность. Более того, сегодня данный подход крайне негативен, т.к. поощряет бывшие метрополии начать новую агрессию против «отколовшихся» автономий.
Для нейтрализации опасных для армянских сторон сценариев урегулирования конфликта и укрепления безопасности НКР обоим армянским государствам необходимо задействовать «второй трек» решения проблемы, то есть параллельно с переговорным процессом в рамках МГ ОБСЕ проводить активную и целенаправленную работу в направлении международного признания НКР. Де-юре независимый Арцах получит новые возможности для обеспечения собственной безопасности политико-дипломатическими средствами.—0--
Масис Маилян, председатель Общественного совета по внешней политике и безопасности. Степанакерт, 9 июля 2009г.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Читайте новости первыми и обсуждайте их — в нашем Telegram-канале