Лекарство для нервничающего климата
На саммите «большой восьмерки», который откроется 7 июля на японском острове Хоккайдо, будут озвучены 6 предложений ученых национальных академий 12 стран (G8+5) по сдерживанию негативных процессов глобального потепления. Среди мер, обозначенных в этом академическом «рецепте» сдерживания климата, и лесная программа.
Необходимость умножать лесные массивы на земле не оставляет никаких сомнений: с одной стороны, они поглощают углерод, с другой - пополняют «кислородную подушку» атмосферы. В 2004 году кенийский профессор Маати Вангари была удостоена Нобелевской премии мира за экологический энтузиазм и призыв к африканцам посадить на континенте миллион деревьев. Еще больший эффект можно получить, если сажать деревья бессчетно, перманентно и на всех материках.
Колоссальный лесной фонд России (24% общемировых запасов) в последние годы обеспечивает ежегодное поглощение около 380 млн. углекислого газа. Это компенсирует пятую часть национальных выбросов, образуемых от сжигания ископаемого топлива. Тут можно удивиться: казалось бы, обладая огромными площадями лесных угодий, Россия могла бы рассчитывать на лучший результат деятельности «зеленых санитаров».
Но есть обстоятельство, объясняющее ситуацию: в стабильной лесной экосистеме процесс фотосинтеза, в результате которого из атмосферы потребляется углекислота, компенсируется выделением СО2 при дыхании как самих растений, так и многочисленных гетеротрофных организмов – животных, грибов, бактерий. Поэтому спелые (старые) леса имеют баланс углекислого газа, близкий к нулевому.
Такая закономерность распространяется не только на дикие лесные территории, но и на те, что контролируются человеком (управляемые леса). При стабильном уровне позитивных и негативных воздействий на лесные экосистемы баланс углекислого газа в них стремится к нулю. В этом случае фотосинтез компенсируется не только дыханием всей лесной биоты, но и за счет потерь углерода при заготовках древесины, эмиссиях СО2 при пожарах и прочих нарушениях лесного покрова.
При изменении уровня воздействий на лесную территорию меняется и ее углеродный бюджет. Если увеличиваются масштабы деструктивных влияний (например, повышается интенсивность пожаров), то леса теряют углерод и становятся чистым источником парниковых газов. Снижение уровня воздействий, наоборот, приводит к стоку углекислого газа из атмосферы.
Именно такая ситуация имеет место в управляемых лесах России. С конца 1940-х до начала 1990-х годов в стране ежегодно заготавливалось около 350 млн. куб. м древесины. В период социально-экономических реформ лесозаготовки сократились почти в три раза. В последние годы ежегодный объем заготовок древесины стабилизировался и составил около 180 млн. куб. м. Снижение (по сравнению с советским периодом) объема лесозаготовок стало главной причиной стока углекислого газа в управляемые леса России.
Смещение углеродного баланса лесной территории не может продолжаться вечно. Система управляемых лесов адаптируется к новому уровню нагрузки в течение 20-30 лет, и углеродный бюджет возвращается к равновесию. Для обеспечения длительного и стабильного поглощения углекислого газа лесами нужны дополнительные меры. В качестве такой меры в России принята специальная программа по насаждению новых лесов на деградированных или вышедших из сельскохозяйственного оборота землях (по разным оценкам, их от 5 до 30 млн га). Проект осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства («Рослесхоз»). Набирая жизненную силу, молодые плантации жадно поглощают углекислоту, очищая атмосферу, и поэтому их называют «киотскими лесами».
Первые рукотворные зеленые массивы, площадью 3500 га, появились в прошлом году, на территории Ульяновской и Нижегородской областей (Поволжье). Процесс лесонасаждения не прекращается: в этом году молодые саженцы покроют 9300 га, а к 2017 г. планируется создать 145 тыс. га «киотского леса» в различных регионах страны. Деревья будут способны поглощать углерод в течение 80-100 лет после посадки. Это позволит очистить атмосферу от 185 млн. тонн углекислого газа.
Взят на вооружение и другой эффективный «лесной» способ, помогающий бороться с загрязнением атмосферы: оптимизация использования древесных отходов, образующихся при лесозаготовках и обработке древесины. Специалисты «Рослесхоза» разработали специальную программу «Лесная энергия», направленную на перевод коммунальной энергетики отдаленных поселков с ископаемых видов топлива - на лесосечную щепу, остающуюся после рубок деревьев. Можно сказать, что в некотором роде переосмысливается опыт прадедов, некогда пользующихся исключительно печками и дровами. В наше время речь идет о новых видах древесного топлива - древесных гранулах (пеллеты), прессованной древесной коре, опилках и др.
В международных климатических соглашениях, и, прежде всего, в «Киотском протоколе», замена природного топлива на возобновляемое (в данном случае – биологическое) учитывается как прямое сокращение выбросов парниковых газов. На территории России продуцируется 14-15 млрд тонн биомассы, энергия которой эквивалентна 8 млрд тоннам условного топлива. Пока реально используется только 0,5%. Резерв только предстоит осваивать, и первые шаги в этом направлении уже делаются.
Большое количество древесных отходов, образующихся на стадиях заготовки и переработки леса, позволяют последовательно внедрять технологии производства тепловой и электрической энергии. Как показывают расчеты, реализация программы «Лесная энергия» позволит России к 2020 году сократить выбросы углекислого газа на 390 млн. тонн ежегодно. -0-
Дмитрий Замолодчиков, заместитель директора Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов Российской академии наук
