Единократия
«Единая Россия» в очередной раз отказалась от теледебатов со своими политическими конкурентами. И в этом есть своя логика.
Действительно, о чем спорить с теми, у кого, по сути, ни малейших шансов попасть в Думу? О чем спорить даже и с теми, кто с грехом пополам наберет свои 7 целых и одну тысячную %? Оказавшись в Думе, они будут выглядеть как ложка дегтя в бочке меда – с той лишь разницей, что это никак не скажется на общем качестве, цвете и вкусе конечного продукта.
Безусловно, существует и еще одна причина, по которой ЕР отказалась от дебатов. Слишком высока ответственность единороссов на этих дебатах, которые фактически становятся референдумом по вопросу поддержки деятельности и курса президента страны. Ярких полемистов в партии раз-два и обчелся, да и сами по себе дебаты – это как лотерея. Это как пенальти, и как любовь – ничего заранее нельзя предсказать и гарантированно просчитать. Но проиграть в споре своему более искусному в публичной полемике или просто более обаятельному, но никого реально не представляющему политическому конкуренту… Такое даже и представить себе невозможно. Это не просто обидно, это грубая политическая ошибка.
Мы будем молчать, говорят единороссы. За нас своими делами и планами будет говорить Президент. Мы лишь его популяризаторы, глашатаи и толмачи. Своего рода, общество «Знание» (было такое в советское время, сеющее полезное и разумное в массы).
Вместе с тем, не оставляет ощущение, что партия не понимает своих задач. Вернее, за текущими сиюминутными задачами потеряла стратегические цели. Ведь формирование сильной политической партии в России – это только часть глобального демократического проекта. А другие составляющие проекта – как я понимаю – включают, в том числе, и создание многопартийной парламентской системы. Хоть по примеру Италии времен доминирования христианских демократов, хоть по примеру Японии. Если наша цель – двух-трех партийный парламент, то тогда «Единая Россия», как наиболее организованная политическая сила, для собственного партийного будущего – а, главное, для будущего всей страны – должна содействовать выращиванию своих полноценных партнеров по парламенту.
Демократия – это же не просто занять все сидячие места в партере, а прочих загнать постоять на галерку. Это, прежде всего, культура диалога – большинства с меньшинством. А также, уважения его прав. Не желать входить ни в какие контакты с оппозицией, не желать вести с ней диалог – это гордо, самоуверенно, но политически безграмотно. Доминирующая партия не должна ассоциировать себя с каким-нибудь шикарным «мерседесом», который, конечно, и быстрее, и комфортабельнее «копейки», но нельзя же совсем не замечать ее на дороге… Люди тоже ведь хотят куда-то приехать в свое место и оказаться там счастливыми. Не всем же по пути с «мерсом».
Если единороссы стремятся к монополизму в законодательной власти – тогда понятно. Но если монополизм не есть главная для нас политическая задача, то теледебаты как раз и могли бы стать для других партий хорошей школой. Где «Единая Россия», как сложившаяся и более опытная партия, учит младших товарищей политической грамоте, прививает навыки формирования цивилизованной политической полемики. Содействует выращиванию чрезвычайно полезной для эффективности и устойчивости политической системы конструктивной оппозиции.
Можно подумать, что наша цель - однопартийная система, чисто условное представительство в Думе других партий при подавляющем перевесе единороссов, имитация реальной независимой законодательной власти. В этом случае я партию понимаю. Если единственная задача показать, кто в доме хозяин, ее действия вполне логичны.
Стопроцентная оккупация Думы единороссами – это не просто шаг назад, это губительно для страны.
У партии есть хорошее название – «Единая Россия». Но не надо же так все понимать буквально. Да, единая Россия – но не в том смысле, чтоб не было различных мнений, отличных подходов, иного образа мыслей. Совсем не такому единству учит нас президент.
Демократия – это что-то более тонкое. Демократия – тут хочется еще раз повторить для слабослышащих – это учет интересов и прав меньшинства, а не радостный рев победителей, топчущих своих поверженных противников.
Иначе это называется – см. заголовок.-0-
Андрей Вавра, политический обозреватель РИА Новости
