Пока не начался спектакль
На встрече в июле, которая пройдет в США, Владимиру Путину и Джорджу Бушу придется обсудить весьма неприятный вопрос – о намерении Соединенных Штатов разместить новую систему ПРО у границ России. Тем не менее, какие бы решения ни были бы приняты во время переговоров президентов, едва ли они принципиально повлияют на общий тон российско-американских отношений. Обе стороны будут стремиться сохранить стратегическое партнерство. Однако прагматизма в нем станет значительно больше, чем былой доверительности.
Одно из самых популярных в шестидесятые годы стереотипных представлений об американцах, как о дурно воспитанных, но очень богатых людях, навязывающих всем свое мнение, обрело вторую жизнь. Усилиями администрации Буша европейские союзники США по НАТО были поставлены в крайне неудобное положение, когда им пришлось поддерживать предложение Вашингтона о размещении на территории Чехии и Польши элементов ПРО, в которых Европа меньше всего нуждается.
Опасения, что этот шаг усложнит отношения с восточным соседом – Россией, да и безопасность самой Европы отнюдь не укрепит, временами перевешивают желание бесплатно получить новую довольно дорогую «игрушку». Не случайно генеральный секретарь Норвежского атлантического комитета Крис Пребенсен заметил: «Что касается американских планов создания противоракетного щита в Европе, то позиция норвежского правительства заключается в том, что такое размещение не содействовало бы климату стратегического баланса. Эти системы могут привести к увеличению гонки вооружений, что не является хорошей идеей».
А известный английский ученый, член палаты лордов Роберт Скидельский в письме к редактору британской The Financial Times выразился еще более жестко: «Вместо того чтобы постоянно обвинять во всем русских, вы бы продемонстрировали более хорошее чувство меры, если бы вы иногда направляли свой огонь против самой эгоистичной, и не реагирующей ни на что американской администрации с тех самых пор, как Франклин Рузвельт положил конец американскому изоляционизму».
Американцы, действительно, были бы не прочь вновь развязать гонку вооружений, которая в свое время подорвала силы СССР и привела коммунистическую империю к краху. Метод проверенный и эффективный, тем более что военные ассигнования США превышают российские более чем в 15 раз. То есть, фора у Вашингтона по сравнению с теми, прошедшими временами колоссальная.
Причем вызвано это намерение совсем не патологической ненавистью к России, как думают некоторые. Просто Соединенным Штатам не нужен соперник. Им слишком нравится роль единоличного мирового лидера. А сильная Россия, проводящая самостоятельную политику - это и помеха амбициозным планам Буша, и плохой пример для всех остальных. А раз так, то США при поддержке союзников в Европе в соответствии со стратегическим планом на 2007-2012 годы будут «давать отпор негативному поведению России». То, что это несколько расходится с насаждаемыми Вашингтоном во всем мире «демократическими принципами», американскую администрацию мало смущает.
Однако секреты американской стратегии настолько шиты белыми нитками, что Россия едва ли на них купится. Президент Владимир Путин заявил в интервью журналистам из стран «большой восьмерки», что Россия не будет втягиваться в гонку вооружений, которую ей навязывают. По словам президента, она будет отвечать «не зеркально», а другими методами и средствами, причем, не менее эффективными.
Но то, что ответ будет – несомненно. Сколько бы американские СМИ ни твердили о чисто оборонных задачах новой системы ПРО, она все равно остается оружием. Собственно, ничем иным современные радары и ракеты-перехватчики быть и не могут. Эксперт по безопасности Австрийского института международной политики Хайнц Гертнер в связи с этим заметил, что «в процессе вооружения не бывает чисто оборонительных аспектов». А прусский военный стратег Карл фон Клаузевиц еще в XIX веке убедительно показал, что «превосходство может быть обеспечено только через комбинацию наступательных и оборонительных возможностей».
Пока реакция России на усиление присутствия США в Европе и расширение НАТО на Восток свелась лишь к политическим и дипломатическим шагам. Так, Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ предупредил, что, принимая новых членов в Североатлантический альянс и разворачивая систему ПРО у российских границ, НАТО нарушает все предыдущие договоренности о балансе сил. Поэтому Россия находит возможным ввести мораторий на свое участие в Договоре об обычных вооружениях в Европе. Но не только. Владимир Путин также сообщил, что для российских ракет появятся новые цели в Европе, если часть стратегического ядерного потенциала США окажется на европейском континенте и будет угрожать России. И никакие системы ПРО тому помешать не смогут, поскольку у нас как раз закончены испытания модернизированного ракетного комплекса «Искандер», который способен поражать любые такие объекты.
Тем не менее, наша страна меньше всего хочет вступать в новую конфронтацию. И это подтвердил российский президент, предложив во время саммита G8 в Германии Соединенным Штатам совместно использовать Габалинскую РЛС в Азербайджане. Если США уж так озабочены иранской угрозой, то эта станция способна намного эффективнее отследить любой пуск ракеты.
В НАТО идею восприняли с одобрением и, несомненно, с облегчением. Но вот глава Пентагона Роберт Гейтс поспешил заявить, что США рассматривают предложение России как дополнение к элементам своей системы ПРО в Европе, а не как альтернативу ей. Его поддержала и Кондолиза Райс. К счастью, есть там люди и с более холодными головами. Не сказал свое окончательное слово и президент Буш.
Великий русский писатель Антон Чехов в свое время заметил, что если в первом действии пьесы на стене висит ружье, то в последнем акте оно обязательно выстрелит.
Сейчас американцы уговаривают европейцев обзавестись таким ружьем. И тем надо помнить, что выстрелит оно не в американском доме, а в европейском. Иначе говоря, пока не начался спектакль, есть смысл еще раз подумать об элементах декораций. -0-
Андрей Васильев, военный обозреватель, для РИА Новости
