ХРАБРЫЙ СОЛДАТ И ЛУЧШИЙ ДРУГ
Наша собеседница - Анна Мнацаканян (49 лет). Ее младший сын - Самвел Мнацаканян погиб во время атаки вражеского беспилотника. Незадолго до трагедии ему исполнилось 19 лет.
Семья Анны большая - 9 человек, есть пожилые бабушка и дедушка (обоим по 84 года). В семье три сестры - у старшей Анны двое детей, младшая сестра тоже потеряла сына в войне.
Анна рассказала, что вначале Самвел был наводчиком миномета, а после команды к отступлению, с оружием в руках сражался в лесах. Храбрый, всегда готовый дать отпор противнику, Самвел до войны серьезно занимался борьбой, много и упорно тренировался, был награжден грамотами и медалью.
Мать вспоминает, что сын никогда не рассказывал ей о тяготах войны, о подстерегающей всюду опасности, напротив, всегда разговаривал с ней бодрым голосом, старался всячески успокоить.
«30 октября пришло сообщение, которое я молила не услышать никогда. Но увы, нам сказали, что перевозившая солдат машина попала под обстрел беспилотника. В одно мгновение я потеряла своего младшего сына. Он - наш герой, он погиб не от руки врага, а от оружия, против которого ничего не мог поделать», - рассказывает Анна, не сдерживая слез.
Через четыре дня после похорон семья получила сообщение от некоего Симона, который назвался боевым другом сына и сказал, что хотел бы увидеться.
«Когда он приехал, долго рассказывал о Самвеле, о том, как его ранило и как Самвел позаботился о том, чтобы его немедленно перевезли в больницу. Потом Симон много раз навещал нас, и этим в какой-то мере восполнял потерю нашего мальчика», - сказала Анна.
В память о погибшем друге Симон установил надгробную плиту на его могиле. «Симон говорил, что Самвел ему как брат, и только он помог ему вернуться в Ереван», - рассказала мать погибшего солдата.
Выехав из Арцаха в Ереван, семейство Мнацаканянов сперва поселилось в однокомнатной квартире. Спали на полу, потому что просто не было кроватей. Позже им помог мужчина, который предложил жилье на время войны. Сейчас большая семья обосновалась в 4-комнатной квартире, где, к счастью, есть мебель и другие необходимые вещи.
Чтобы заработать на жизнь, женщины занялись выпечкой карабахских сладостей на продажу. Благодаря этим заказам они получают небольшой доход, позволяющий сводить концы с концами.
«Возвращаться в Арцах мы категорически не хотим: нашего дома там больше нет, а сын похоронен в Ераблуре (военный пантеон в Ереване. - Ред.) . Мне лучше остаться здесь, чтобы была возможность посещать могилу сына», - говорит Анна.