8.2
Космонавты на орбите получают в разы меньшую дозу радиации, чем считалось ранее - ученые
21 Октября 2014

ЕРЕВАН, 21 окт - Новости-Армения. Результаты эксперимента "Матрешка-Р" на борту МКС показали, что космонавты на орбите получают в разы меньшую дозу радиации, чем считалось ранее, говорится в статье, опубликованной в журнале Radiation and Environmental Biophysics.

"Этот результат важен для планирования длительных полетов: он означает, что можно лететь дальше и летать дольше. Хотя в целом дозы радиации большие, и остается вопрос, как их снижать, чтобы сохранить здоровье космонавтов", - отметил один из авторов исследования, Вячеслав Шуршаков из Института медико-биологических проблем РАН.

Эксперимент "Матрешка-Р" на борту МКС был начат еще в 2004 году, когда на станцию были доставлены специальные манекены. Эти устройства, похожие на человеческий торс с головой, были сделаны из полиуретана – материала, поглощающего радиацию примерно так же, как тело человека. Внутри они "нашпигованы" датчиками ионизирующего излучения.

"Нам нужно измерять дозу радиации, которая воздействует на критически важные внутренние органы – желудочно-кишечный тракт, кроветворную систему, центральную нервную систему. Непосредственно в тело человека дозиметр засунуть нельзя, поэтому используются тканеэквивалентные фантомы", - объясняет Шуршаков, передает РИА Новости.

Такой фантом сначала был помещен на внешней поверхности МКС в герметичном контейнере, который по параметрам поглощения соответствовал космическому скафандру, а затем был перенесен внутрь станции. Шуршаков и соавторы исследования – ученые из Польши, Швеции, Германии и Австрии – пересчитали собранные данные с помощью компьютерной модели NUNDO и получили точные оценки дозы радиации для каждого внутреннего органа.

Расчеты показали, что реальное воздействие радиации на внутренние органы значительно ниже, чем показывали "обычные" дозиметры. "При выходе в открытый космос доза в теле будет на 15% ниже, а внутри станции - на все 100% (то есть в два раза) меньше, чем та доза, которую измеряет индивидуальный дозиметр, расположенный в кармашке на груди у космонавта", - рассказал ученый.
Он отметил, что даже с учетом этих данных возможная доза радиации для путешественников на Марс все еще остается слишком высокой - около 1 зиверта, что создает неоправданно высокий риск онкологических заболеваний. Поэтому специалистам по-прежнему нужно искать пути снижения дозы радиации или сокращения срока перелета.--0--