-3
Хронический недостаток сна нарушает "считываемость" генов - ученые
26 Февраля 2013

ЕРЕВАН, 26 фев - Новости-Армения. Ожирение, расстройства метаболизма и другие проблемы со здоровьем, возникающие в результате хронического недосыпания, могут быть связаны с нарушениями в "считываемости" генов, к которым приводит недостаток сна, передает РИА Новости со ссылкой на статью биологов, опубликованную в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

По статистике ВОЗ, свыше 10 % населения индустриально развитых стран страдает от бессонницы. Хронический недостаток сна может стать причиной неожиданных психических эффектов: галлюцинаций, потери памяти, оторванности от реальности. Медики называют плохой сон ступенью к будущим инсультам, инфарктам, ожирению, гипертонии и другим серьезным заболеваниям.

Дерк-Ян Дейк (Derk-Jan Dijk) из университета Сюррея в Гилдфорде (Великобритания) и его коллеги нашли возможную причину этих расстройств, проследив за работой клеток в организме двух дюжин добровольцев, лишивших себя сна на протяжении недели. Дождавшись развития симптомов, биологи взяли пробы крови и тканей у добровольцев и проанализировали, какие гены были наиболее активны в их клетках.

Для сравнения ученые провели повторный эксперимент через семь дней, когда их подопечные вернулись к нормальной жизни. Биологи проанализировали содержимое клеток, обращая особое внимание на молекулы и-РНК - "инструкции" по синтезу белков, концентрация которых зависит от "считываемости" соответствующих им генов. Как правило, организм гибко регулирует активность генов, подстраиваясь под текущие условия среды, и нарушения в этом процессе могут привести к серьезным последствиям.

Сравнение показало, что хроническое недосыпание привело к снижению в активности свыше 700 генов. Большая часть из них была связано со сном и биоритмами, однако некоторые участки отвечали и за другие функции. Так, примерно два десятка из них - за работу иммунной системы, а прочие участки генома - за метаболизм клеток и "упаковку" ДНК. Ученые полагают, что нарушения в их работе могут быть причиной тех эффектов, которые связываются с хроническим недостатком сна. -0-