484
Предки протолюдей пришли в Африку из Юго-Восточной Азии - ученые
05 Июня 2012

ЕРЕВАН, 5 июн - Новости-Армения. Окаменелые зубы одного из самых примитивных приматов, обнаруженные в Мьянме, указывают на то, что предки обезьян и протолюдей изначально появились на территории Юго-Восточной Азии во второй половине эоцена, 37 миллионов лет назад, и лишь потом переселились в Африку, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, передает РИА Новости.

На сегодняшний день среди ученых-палеонтологов нет согласия по поводу происхождения предков современных обезьян. Большинство исследователей считало, что первые обезьяны появились на территории Африки и только после этого расселились по всему Старому Свету. Отсутствие останков протообезьян в африканских осадочных породах начала эры млекопитающих - кайнозоя - позволяют их противникам ставить эту гипотезу под сомнение. Их аргументация подкрепляется недавно обнаруженными останками примитивных обезьян в Китае и Юго-Восточной Азии.

НАУЧНЫЕ СОКРОВИЩА БИРМЫ

Группа палеонтологов под руководством Жан-Жака Жеже (Jean-Jacques Jaeger) из университета Пуатье (Франция) проводила раскопки в окрестностях бирманской деревни Ньяунгпинле, расположенной в центральной части Мьянмы. Здесь залегают осадочные породы, так называемой, формации Пондаунг, сформировавшиеся во второй половине эоцена, примерно 37 миллионов лет назад.

Здесь Жеже и его коллеги обнаружили четыре окаменелых зуба небольшого насекомоядного млекопитающего, масса тела которого не превышала 100 грамм.
Как объясняют исследователи, млекопитающие, в отличие от птиц, амфибий и рептилий, обладают набором разнообразных зубов, выполняющих различные функции. Как правило, форма и количество резцов, клыков и коренных зубов отражают приспособленность животного к той или иной диете. Этот факт облегчает поиск родственников и определение роли в экосистеме давно вымерших теплокровных.

Ученые сопоставили структуру найденных зубов с ранее найденными останками других млекопитающих этой эпохи и пришли к выводу, что они принадлежали примитивной протообезьяне из надотряда Eosimiiformes, что в переводе означает "ранние обезьяноподобные существа".

Палеонтологи присвоили своей находке имя Afrasia djijidae. Родовая часть имени представляет собой соединение Африки и Азии, а видовое имя протообезьяна унаследовала от одной из девушек, проживающих в бирманской деревне Могаунг.

ОБЕЗЬЯНЫ-МИГРАНТЫ

Как отмечают ученые, зубы Afrasia djijidae по своей форме практически не отличались от зубов другой примитивной обезьяны - африканской Afrotarsius libycus, обитавшей на территории современной Ливии примерно в эту же эпоху.

Это говорит о том, что эти обезьяноподобные существа были близкими родственниками, так как форма зубов млекопитающих очень быстро меняется в процессе эволюции. По всей вероятности, Afrasia djijidae перебрались в Северную Африку, и часть их потомков развились в Afrotarsius libycus.

"Наша находка - Afrasia djijidae - позволяет нам с уверенностью утверждать, что обезьянообразные млекопитающие зародились в Азии. Afrasia является в своем роде ключевой окаменелостью, так как она впервые показала то время, когда наши предки заселили Африку. Если бы этой миграции не было, то и нас, скорее всего, не существовало бы, и мы не смогли бы рассказать об этом", - заявил один из авторов открытия Кристофер Бирд (Christopher Beard) из Музея национальной истории Карнеги в городе Питтсбург (США).

Как полагает Жеже, данное открытие позволит отказаться от африканской гипотезы происхождения обезьян и укрепит позиции сторонников альтернативной теории.

"Долгие годы мы думали, что в Африке просто мало окаменелостей этой эпохи и мы пока не нашли самые важные из них. Сам факт того, что похожие обезьянообразные существа обитали одновременно в Ливии и Мьянме указывает на то, что "пробел" в эволюции ранних обезьян на территории Африки на самом деле существовал. Предков человека не было на этом континенте до того момента, как первые протообезьяны-"колонизаторы" появились в Ливии", - заключает руководитель группы. -0-