-2
Ученые раскрыли секрет древнекитайского снадобья от малярии
13 Февраля 2012

ЕРЕВАН, 13 фев - Новости-Армения. Чудодейственная сила древнекитайского снадобья от малярии, которое изготовляется из корня растения чаншань, объясняется тем, что одно из активных веществ в его составе переключает клетки тела человека в "энергосберегающий" режим и препятствует образованию иммунных клеток-"предателей", заявляют биохимики в статье, опубликованной в журнале Nature Chemical Biology.

Китайские знахари в течение многих веков применяли особое снадобье для лечения малярии. Оно представляет собой отвар из растения чаншань (дихроа противолихорадочная, Dichroa febrifuga), которое считается одной из 50 самых главных трав в китайской народной медицины. Его активное вещество фебрифугин примерно в 100 раз сильнее, чем классическое европейское средство от малярии - хинин. Кроме лечения малярии, отвар оказывает общее положительное влияние на организм и способствует лечению автоиммунных заболеваний.

Группа ученых под руководством Малкольма Уитмана (Malcolm Whitman) из Гарвардской школы зубной медицины в городе Бостон (США) раскрыла секрет действия снадобья, проследив за взаимодействием галофугинона - производного фебрифугина - с клетками иммунной системы человека, передает РИА Новости.

Уитман и его коллеги выяснили, что галофугинон связывается с цепочками РНК, которые в нормальном состоянии прикрепляются к молекулам аминокислоты пролина и доставляют ее к месту синтеза белков. Пролин не мог попасть в центры сборки белковых цепочек, из-за чего клетка считала, что ей не хватает ресурсов и включала режим энергосбережения.

"Представьте себе, как мы ведем себя при отключенном электричестве - мы пытаемся сохранить каждую каплю энергии в наших телефонах, отказываясь от пустой болтовни на отвлеченные темы в пользу экстренных звонков", - пояснил Уитман.

Переход в режим энергосбережения приводит к двум последствиям. Во-первых, он препятствует развитию воспалительных процессов в тканях организма, так как они требуют большого количества белков, на производство которых расходуется много ресурсов.

Во-вторых, искусственный недостаток молекул пролина уменьшает активность и снижает общее число иммунных клеток-"предателей", которые нападают на ткани организма из-за тех или иных дефектов в их геноме. По словам биохимиков, механизм снижения численности клеток такого рода пока не совсем понятен.

Ученые проверили свои выводы: они вырастили несколько обычных лабораторных мышей и накормили их раствором галофугинона. Как и ожидалось, ткани мышей перешли в режим "энергосбережения" и количество иммунных клеток-"предателей" значительно уменьшилось. Затем они ввели в кровь грызунов большое количество пролина. Появление дополнительных молекул аминокислоты нейтрализовало действие аналога экстракта чаншаня.

"Галофугинон предотвращает развитие автоиммунного ответа и при этом не ослабляет иммунитет. Это вещество может быть использовано в качестве основы для новых видов терапии, направленных на борьбу с автоиммунными заболеваниями", - заключает Уитман. -0-