8.5
Ожирение и диабет могут быть связаны с нехваткой белка роста эритроцитов - ученые
02 Ноября 2011

ЕРЕВАН, 2 ноя - Новости-Армения. Белковый гормон эритропоетин управляет не только ростом красных кровяных клеток, но и метаболическими процессами в организме человека и других млекопитающих, и его недостаток может быть причиной многих случаев ожирения и диабета второго типа, пишут американские биологи в статье, опубликованной в журнале Nature Communications, передает РИА Новости.

Эритропоетин - белок-стимулятор роста красных кровяных клеток - синтезируется в клетках почки и доставляется через кровеносные сосуды в кроветворные органы - костный мозг черепа, тазовых костей и ребер. Этот белок используется организмом в качестве сигнала, запускающего цикл развития эритроцитов. С другой стороны, соответствующие клеточные рецепторы есть во многих других частях тела и их роль в жизнедеятельности организма пока плохо изучена.

Группа ученых под руководством Констанс Том Ногучи (Constance Tom Noguchi) из Национального института здоровья США в городе Бетесда изучила влияние этого белка на другие органы.

Ногучи и ее коллеги заметили, что жировые ткани мыши и гипоталамус - отдел мозга, отвечающий за работу легких, пищеварительной и гормональной системы - содержат большое количество рецепторов эритропоетина. Биологи вырастили несколько популяций трансгенных мышей, у которых были отключены все рецепторы этого типа вне костного мозга, и проследили за развитием и жизнью грызунов.

Мыши с отключенными рецепторами развивались в целом нормально, за исключением нескольких случаев врожденных дефектов сетчатки глаз и легочной гипертензии - постепенного повышения давления в легочной артерии.

С другой стороны, масса грызунов росла ударными темпами - за первую неделю развития самки превысили норму на 60%, а самцы - на 30%. При этом весь "лишний" вес откладывался в жировой прослойке на животе и под кожей грызуна и не использовался для роста мускулов, костей или других тканей организма. Это подтверждается тем, что молодые мыши 2-3 месяцев от роду передвигались гораздо меньше своих "нормальных" сверстников из-за нарушенного обмена веществ.

Биологи проверили результаты своего эксперимента на обычных лабораторных мышах, часть которых они кормили жирной пищей и регулярно вводили в их кровь небольшое количество эритропоетина. В среднем, масса тела мышей, принимавших белковый "допинг", повысилась на 4%, тогда как их сородичи из контрольной группы потолстели на 18%. При этом масса жировой ткани мышей из первой группы увеличилась на 42%, а у их диких сородичей - на 112%.

С другой стороны, регулярные дозы эритропоетина никак не влияли на массу мышей из первого эксперимента, что подтверждает роль этого белка в управлении массой тела.

Затем биологи проанализировали состав крови грызунов без рецепторов эритропоетина и обнаружили аномально высокие уровни инсулина и глюкозы, которые обычно наблюдаются у больных сахарным диабетом. К 8 месяцам жизни у грызунов появились все симптомы диабета второго типа - ожирение, устойчивость к инъекциям инсулина и повышенный уровень сахара в крови.

Авторы статьи проследили за химическими процессами в теле мышей и обнаружили, что главной причиной ожирения и появления диабета стали изменения в работе гипоталамуса, гормональная активность которого уменьшилась в два раза у мышей с "выключенными" рецепторами эритропоетина.

Оказалось, что гормональная перестройка организма вынудила мышей есть больше еды и снизить свою физическую активность, что и привело к ожирению. Ученые полагают, что дальнейшее изучение этого гормона поможет понять то, как появляется диабет второго типа и некоторые виды ожирения. -0-