Европейцы каменного века любили путешествовать - ученые
01 Ноября 2011

Мужская половина племен людей, проживавших на территории Западной Европы в начале неолита - позднего каменного века - любила путешествовать, на что указывает генетическое родство между жителями древних Франции, Испании, Германии и других уголков этой части света, заявляют европейские археологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Переход к оседлому образу жизни на рубеже мезолита - среднего каменного века - и неолита позволил древним людям отказаться от собирательства и охоты и освободил много времени, в том числе и для миграций и путешествий. Ученые предполагают, что это событие послужило причиной демографического "взрыва" 5-4 тысячелетия до нашей эры и так называемой "неолитовой революции" - резкого скачка в уровне культурного и технического развития.

Согласно РИА Новости, группа ученых под руководством Марии Лакан (Marie Lacan) из Национального центра научных исследований в Тулузе (Франция) восстановила "маршруты" древних путешественников, проанализировав "обрывки" мужской Y-хромосомы и другие фрагменты ДНК доисторических европейцев.

Эти кусочки генома были извлечены из костей и зубов, обнаруженных в пещере Авелланера в северной части Испании, неподалеку от границы со Францией. По современным оценкам, возраст этих останков составляет приблизительно 7 тысяч лет - на это время пришелся пик "неолитовой" революции в Испании и южной части Франции и зарождение земледелия в этом регионе.

Как отмечают ученые, сначала им пришлось провести "криминологическую экспертизу" - определить принадлежность останков, общее количество усопших и их возраст, так как кости древних испанцев были разбросаны по всей пещере и сильно обуглены.

На первом шаге ученые проверили то, как хорошо сохранился генетический материал в 27 фрагментах костей и зубов, которые они обнаружили в пещере. Оказалось, что только 14 образцов были пригодны для "опознания" их владельцев. "Экспертиза" показала, что захороненные останки принадлежали шести мужчинам и одной женщине. Как отмечают ученые, сохранившиеся останки ДНК позволяют утверждать, что эти древние люди не были родственниками.

Затем археологи сравнили митохондриальную ДНК в геномах древних испанцев, и установили, что они принадлежали к четырем разным подгруппам древних европейцев, часть из которых - гаплогруппы U и H - на сегодняшний день широко распространены не на юге, а на севере и северо-востоке Европы.

После этого ученые восстановили и сравнили между собой две полных мужской Y-хромосомы и четыре крупных фрагмента из костей мужчин. Оказалось, что мужчины из могильника в пещере Авелланера делились на две неравных группы - пять из шести усопших принадлежали к "семейству" G2a, а последний - к гаплогруппе E1b1b1.

Как отмечают археологи, группа G2a практически не встречается в современной Европе и в мире в целом - общая численность мужчин с такой Y-хромосомой не превышает 0,3%. С другой стороны, европейцы с хромосомой из "семейства" E1b1b1 встречаются гораздо чаще - 2,44% от общего количества мужчин в Европе, и 7% от мужского населения Южной Европы. Схожие хромосомы часто встречаются среди жителей Албании, Боснии, Греции, Италии и мужчин из французского Прованса.

Ученые полагают, что присутствие гаплогруппы G2a указывает на то, что древние европейцы любили путешествовать - люди с такой Y-хромосомой часто встречались и в других регионах Европы каменного века - в Германии, Франции, на территории Восточной Европы и других частей Старого света. Это косвенно подтверждается тем, что на сегодняшний день самая большая группа мужчин из этого "семейства" проживает в районе Кавказа.

Существование двух раздельных семейств "мужской" хромосомы в этом регионе говорит о том, что древние люди мигрировали в Европу сразу по нескольким маршрутам и, вероятно, из нескольких отдельных источников. Кроме того, ученые выдвинули альтернативную гипотезу - такое "хромосомное" разделение может быть следствием "скачкообразного" характера миграций - люди заселяли одну территорию, обживали ее и только через несколько поколений двигались дальше.—0--