-1
Британские микробиологи нашли в молоке смертельно опасный штамм стафилококка
03 Июня 2011

Британские микробиологи обнаружили в коровьем молоке ранее неизвестный штамм устойчивого к антибиотикам золотистого стафилококка, так называемой "супербактерии", которую нельзя обнаружить стандартными методами.

Сообщение об открытии очередной "супербактерии" опубликовано группой под руководством профессора Марка Холмса (Mark Holmes) из Университета Кембриджа в журнале Lancet, сообщает РИА Новости.

Золотистый стафилококк был открыт еще в конце 19 века. Он способен вызывать целый ряд болезней, часть из которых - такие, как пневмония и менингит - могут закончиться смертельным исходом. Однако большинство штаммов стафилококка фактически безвредны для здорового организма. Повсеместное использование пенициллина и естественный отбор породили ряд штаммов бактерии, которые устойчивы к воздействию пенициллина и метициллина - самых распространенных на сегодня антибиотиков.

Штамм устойчивого к метициллину стафилококка (meticillin-resistant Staphylococcus aureus - MRSA) получил печальную известность на западе, поскольку с ним связаны вспышки крайне сложных для лечения инфекций. От инфекции MRSA ежегодно умирает примерно 19 тысяч больных (что намного больше, чем число жертв ВИЧ) как в Европе, так и в Соединенных Штатах.

Устойчивость к воздействию антибиотиков создает ген mecA, который запускает производство фермента пенициллиназы, расщепляющий молекулы лекарства.

Холмс и его коллеги обнаружили новый вид бактерии, устойчивой к воздействию метициллина, но при этом не обладающая геном mecA. Микробиологи установили, что ген mecALGA251 по своему устройству на 70% соответствовал гену mecA, но его невозможно было обнаружить при помощи традиционных методов диагностики.

"Открытие аналога гена mecA, который невозможно зафиксировать с помощью традиционных методов диагностики, является новым вызовом в деле обеспечения здоровья населения. Клинические и эпидемиологические механизмы диагностики должны учитывать последствия того, что новые штаммы золотистого стафилококка с этим геном могут избегать обнаружения", - говорится в статье.

Оказалось, что данный штамм стафилококка переносят не только люди, но и коровы (как правило, носителем одного штамма является только один вид животных). Британские микробиологи установили это, когда они заметили, что люди и коровы переносят одни и те же культуры MRSA в разных районах Великобритании. Кроме того, случаи заражения людей штаммами стафилококка с геном mecALGA251 были зафиксированы в Дании.

"Несмотря на то, что существуют косвенные свидетельства того, что молочные коровы являются одним из источников инфекции, мы не можем с уверенностью сказать, коровы ли заражают людей или люди - коров. Этот вопрос - одна из тех загадок, которые мы попытаемся решить в будущем", - отметил Холмс, слова которого цитирует Рейтер.

С другой стороны, ученые отмечают, что пастеризация молока и надлежащая термическая обработка мяса исключает возможность заражения золотистым стафилококком при приеме пищи.

Как считают ученые, неправильная диагностика заражения золотистым стафилококком может привести к серьезным последствиям, если не будут разработаны новые методы ее обнаружения.

Данный штамм бактерии менее опасен, чем недавно обнаруженная кишечная палочка-"убийца" - Escherichia coli 0104: H4, впервые зафиксированная на севере Германии. Она уже унесла жизни 17 человек в ФРГ и одного в Швеции. По данным ВОЗ, случаи заболевания зарегистрированы уже в десяти странах Европы.—0--