Древние женщины предпочитали путешествовать, а мужчины - сидеть дома, считают антропологи
02 Июня 2011

Изучение изотопного состава зубов ранних предков человека, обитавших в Африке около 1-2 миллионов лет назад, показало, что в те времена женщины были заядлыми путешественницами, в то время как мужчины предпочитали сидеть дома, передает РИА Новости, ссылаясь на статью, опубликованную в журнале Nature.

Образ жизни и поведение ранних гоминидов, к которым принадлежат австралопитек африканский (Australopithecus africanus) и парантроп робустус (Paranthropus robustus), во многом остается загадкой. Существует много гипотез, большинство которых основывается на анализе поведения современных высших приматов, а не на палеонтологических фактах.

Группа палеонтологов из стран Европы, США и Канады под руководством Санди Копеланда (Sandi Copeland) из лейпцигского Института сравнительной антропологии попытались внести ясность в этот вопрос. Для этого они проанализировали соотношение изотопов стронция в составе зубной эмали австралопитеков и парантропов, которые были найдены в пещерах Стеркфонтейн (Sterkfontain) и Сварткранс (Swartkrans) в Южной Африке.

Изотопный состав эмали складывается в детстве, во время формирования коренных зубов, и затем не меняется в течение всей жизни. В свою очередь, эта пропорция зависит от изотопного состава пищи, и, следовательно, от изотопного состава грунта в ареале обитания.

Исследователи сравнили содержание изотопов стронция-86 и 87 в почве данной местности, в тканях современных животных и растений, а также в ископаемых останках пралюдей, что позволило с достаточно высокой точностью установить место рождения того или иного индивида.

"Мы показали, что меньшие по размерам гоминиды чаще, чем большие, имели "неместное" соотношение изотопов стронция. Учитывая относительно высокий уровень полового диморфизма у ранних гоминидов, меньшие зубы, вероятнее всего, принадлежали женским особям. Это указывает, что женщины чаще, чем мужчины, покидали группу, в которой они родились", - пишут ученые.

Таким образом, оказалась, что взрослые самцы австралопитеков оставались в районе проживания своих матерей и не отдалялись от них - ареал их обитания не превышал 30 квадратных километров. В то же время самки австралопитека и парантропа не были привязаны к группам, в которых они родились, и достаточно далеко отдалялись от "родного гнезда" (ареал обитания достигал до 600 квадратных километров). Самки из других групп составляли до 50% от численности женских особей.

Авторы исследования отмечают, что подобное поведение характерно для больших шимпанзе и шимпанзе-бонобо, для многих человеческих культур, однако не свойственно гориллам и другим приматам.

Радиоуглеродный анализ эмали также показал, что древние люди питались растительной пищей, которую они собирали не только в лесах, но и в африканских степях-саваннах.

Это открытие поставило перед учеными новый вопрос. Подобный ареал обитания и состав диеты должен был заставлять древних гоминид конкурировать с более крупными видами приматов (такие как гигантский павиан-гелада) и искать способы обороны от нападения хищников.

Ученые полагают, что ответ на этот вопрос можно найти в стратегии поведения современных павианов, которые, как и австралопитеки, обитают на открытых африканских саваннах. Эти обезьяны собираются в крупные стаи численностью в 50-60 особей, что помогает в защите от хищных зверей.--0--