8.1
Первый половой акт состоялся 380 миллионов лет назад - ученые
26 Февраля 2009

Внутреннее оплодотворение впервые возникло уже 380 миллионов лет назад, когда доисторические панцирные рыбы плакодермы, самые примитивные челюстные позвоночные животные, приспособили свои брюшные плавники для того, чтобы переносить мужские половые клетки в клоаку самки, сообщается в журнале Nature.

До последнего времени считалось, что оплодотворение яйца внутри утробы будущей матери - изобретение акул, появившихся только спустя 20 миллионов лет после того, как плакодермы, расцвет которых пришелся на Девонский период (410-360 миллионов лет назад), полностью вымерли. Ученые полагали, что до появления акул существовало только внешнее оплодотворение, когда самцы рыб оплодотворяли семенной жидкостью икринки, уже выпущенные самками в воду.

Отодвинуть на 40 миллионов лет в прошлое дату первого полового акта ученым помогли окаменелые останки панцирной рыбы Incisoscutum ritchiei, хранящейся в Музее естественной истории в Лондоне еще с 80-х годов прошлого века. Палеонтологи, обнаружившие тогда окаменелости на западе Австралии решили, что эта рыба погибла вскоре после трапезы - на это указывали останки небольшой панцирной рыбки, обнаруженные среди окаменелых костей I. ritchiei.

Распознать в пятисантиметровом участке окаменелых пород эмбрион, не успевший покинуть чрево матери, ученым позволила их же собственная работа, опубликованная в журнале Nature в прошлом году. Тогда Джон Лонг (John Long), палеонтолог из Музея Виктории в Австралии вместе с коллегами из британского университета впервые показал, что небольшой отряд панцирных рыб, называющихся ptyctodontidа обладал живорождением.

В новой работе Лонг и его коллеги пошли дальше и выяснили, что внутреннее оплодотворение и живорождение были свойственны гораздо более многочисленному отряду панцирных рыб - членистошейных (Arthrodira).

Ученые доказали, что останки маленькой рыбки среди окаменелых костей плакодермы - есть не что иное, как эмбрион. Кроме того, исследователи в своей работе показали, что строение нижних конечностей, а именно парного брюшного плавника позволяло этим рыбам вступать в половую связь так же, как и многим современным акулам, размножающимся внутренним оплодотворением.

Для этих целей древние рыбы имели пару так называемых птеригоподиев -видоизмененных задних частей парного брюшного плавника. На определенном этапе копуляции один из птеригоподиев изгибается вперед и вводится в клоаку самки, доставляя туда мужские половые клетки.

Окаменелые свидетельства способа размножения - большая редкость в палеонтологических исследованиях, а потому работа Лонга и его коллег имеет исключительное значение как для понимания эволюции различных подсемейств панцирных рыб, так и для учения об эволюции в целом. -0-