-9
Первые исландцы генетически больше похожи на шотландцев, чем на своих потомков - ученые
16 Января 2009

Древние жители Исландии генетически гораздо больше похожи на современных жителей Шотландии, Ирландии и Скандинавии, чем на нынешних жителей острова, что говорит о гораздо большей скорости генетических изменений в условиях замкнутой островной общины, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS GENETICS группой исландских, испанских и голландских ученых.

Авторы исследования проанализировали митохондриальную ДНК, взятую из останков 68 исландцев, живших около тысячи лет назад, в эпоху заселения острова. Митохондриальная ДНК передается по материнской линии, ее изучение позволяет с большой точностью проследить происхождение человека. Полученные данные были сопоставлены с геномом современных исландцев и жителей ряда других европейских стран.

"Мы показали, что образцы митохондриальной ДНК, взятые из 68 останков, принадлежащих эпохе исландского раннего средневековья, значительно больше похожи на генетические образцы, взятые у современных обитателей Шотландии, Ирландии и Скандинавии, чем на образцы современных жителей Исландии", - говорится в статье.

Согласно современным историческим и археологическим данным, Исландия, остров между Британией и Гренландией с крайне суровыми условиями жизни, был заселен около 1100 лет назад выходцами из Скандинавии и с британских островов.

Прежние генетические исследования показали, что митохондриальный геном исландцев на 37% унаследован от скандинавов, тогда как оставшаяся часть восходит к жителям Шотландии и Ирландии. В то же время исследование Y-хромосом (которые наследуются по мужской линии) показало, что среди мужских предков исландцев было 75-80% скандинавов. Это своего рода генетическое отражение регулярных нападений викингов на берега Шотландии и Ирландии во времена заселения Исландии.

Авторы исследования отмечают, что обнаруженные ими значительные генетические различия древних и современных исландцев - проявление так называемого "дрейфа генов". За 35 поколений, прошедших с момента заселения острова, геном исландцев не мог накопить достаточное количество мутаций, кроме того, не существует данных о крупномасштабных миграциях.

Дрейф генов возникает в относительно малых замкнутых сообществах, он связан с тем, что в популяции одни люди будут оставлять больше потомков, чем другие, и через некоторое время они будут преобладать. В результате генетическое разнообразие сильно меняется относительно исходного состава.-0-